Парк и три микрорайона
Впервые о проекте расширения города на юг написала газета «Ленинская смена». В номере за 5 декабря 1961 года вышла небольшая заметка об утверждённом плане застройки Харгоры.
По замыслу архитекторов, на пригорке за Везёлкой должны были вырасти три микрорайона с парком в центре. Каждому микрорайону полагалось иметь по небольшому стадиону на 1,5–2 тыс. зрителей. Плюс один большой общий – на 5 тыс. человек. Жилые дома предполагалось разбавить магазинами, столовыми, тремя кинотеатрами и отдельной АТС на 5 тыс. номеров.
Было у проекта застройки и своё принципиальное новшество: дома думали строить по свободному плану.
«Это даст возможность так провести застройку кварталов, что пешеходные дорожки не будут пересекаться с транспортными путями», – утверждал автор корреспонденции, главный инженер облкоммунхоза Губарев.
Насколько теория разошлась с практикой, видно невооружённым глазом. Но мы нашли несколько интересных фактов о застройке Харгоры.
Первый 109-квартирный
Планы планами, а непосредственная застройка Харгоры началась лишь во второй половине 1960-х годов. В феврале 1966-го градостроительный совет при главном архитекторе Белгорода рассмотрел вопросы, связанные с застройкой нового микрорайона.
Подготовку к строительству решили начать не затягивая. Первым делом строители распланировали площади и соорудили подземные коммуникации. И уже в ноябре 1966-го два бульдозериста треста «Белгородпромстрой», Фёдор Беседин и Николай Лебедев, устроили соревнование на скоростное рытьё котлована под 109-квартирный жилой дом, которому предстояло стать первым в новом, Южном микрорайоне.
Вслед за бульдозеристами пришли каменщики, а потом и монтажники. За первым домом появился второй, третий. Вскоре на поросшем травой пригорке стали обозначатся границы первых улиц.
В честь революционеров и академиков
Спустя полтора года, в середине 1968 года, в новом микрорайоне счёт пошёл уже не на дома, а на новые улицы. Одной из первых присвоили имя бывшего машиниста депо станции Белгород, являвшегося активным участником борьбы за установление советской власти в городе, – Петра Костюкова.
Начало улице положил 119-квартирный крупнопанельный жилой дом № 2, построенный рабочими СУ «Жилстрой-3» всё того же треста «Белгородпромстрой». Первыми его новосёлами стали сами строители.
Если забежать немного вперёд, то через каких‑то восемь лет, в начале 1977-го, на Харгоре уже появились «академические» улицы – Губкина и Королёва и «геройско-танкистская» Шаландина. Выросли первые новостройки на бульваре Первого Салюта. Их, в частности, заселили рабочие и служащие завода металлоконструкций и других предприятий и учреждений облцентра.
Пути открыты
В начале 1970-х годов в Белгород приехали харьковские мостостроители. Их задачей было соорудить путепровод через железную дорогу Белгород – Сумы. Движение по нему открылось в начале 1972-го. Благодаря мосту улучшилась транспортная связь между Южным микрорайоном и центром города.
По нему двинулись автобусы, а вскоре пришёл черёд троллейбусов. Движение по седьмому маршруту открылось в начале 1977 года. Новый участок был сложным из‑за движения по двум путепроводам и подъёма на Харгору. На маршрут ставили только водителей 1-го и 2-го классов, а по улице Щорса с её многочисленными перекрёстками «рогатые» и вовсе двигались на минимальной скорости.
Специально для седьмого маршрута троллейбусное управление заказало на заводе десять новых ЗИУ-9. Но пока они не дошли, на линию 1 февраля 1977-го выпустили семь старых. Спустя полгода, в июне, на Харгору стала ездить и восьмёрка.
Ещё один железобетонный мост – через Северский Донец – появился в районе Михайловского шоссе в 1974 году. Его также строили харьковские мостостроители. Длина моста равнялась 60, а ширина – 16 м.
В 1976-м со строительством газопровода со стороны посёлка Майского в Южный микрорайон пришёл газ. Понимая, что от голубого топлива во многом зависит развитие молодого микрорайона, белгородские газовики совершили, казалось бы, невозможное: построили новую 19-километровую магистраль за рекордные 10 месяцев (вдвое быстрее нормативных сроков).
И, наконец, хорошо известный белгородцам пешеходный мост, соединяющий Харгору с центром, появился в Белгороде лишь в конце 1980-х. Первую его половину достроили в августе 1989 года. Сооружали мост сразу несколько организаций: КМАэлектромонтаж, Белгородстальконструкция и бригада СУ-5 треста «Белгородстрой».
Тут учиться…
Новому микрорайону требовались детсады, школы и высшие учебные заведения – и они не замедлили появиться. В 1970 году на Харгоре началось строительство технологического института. Подготовительные работы доверили студенческим стройотрядам. В августе молодёжь вовсю копала траншеи под фундамент корпуса химико-технологического факультета.
В 1960–70-х появилось несколько новых школ. Их строительство продолжилось и в 1980-х. Например, школа № 40, открывшаяся к новому, 1982 учебному году, могла похвастаться целым спортивным комплексом, состоящим из бассейна, двух спортзалов, стадиона с трибунами, баскетбольной и комплексной спортплощадками. На строительство этого учебного заведения государство потратило тогда более 1,8 млн рублей.
Ещё больше – 2,2 млн рублей – стоила возведённая в 1989 году школа № 43. В комплексе с ней были построены бассейн, теплица и спортзал (на тот момент самый просторный в областном центре). Последней, в 1993-м, свою школу № 47 получили дети микрорайона Салют.
…здесь – лечиться
Южному микрорайону требовались и медицинские учреждения. В 1978 году на Харгоре открылась новая поликлиника, рассчитанная на 50 тыс. жителей (1 300 посещений в смену). В ней трудились 40 врачей и 60 средних медицинских работников.
А в конце 1984 года на Харьковской горе отстроились пять из 13 корпусов больничного комплекса-городка. Проект горбольницы № 2, разработанный институтом Гипроздрав, был новаторскими и оригинальным: все медицинские корпуса городка соединяли тёплые переходы, а в поликлинике было отделение для сдачи и консервирования крови. Правда, заработала поликлиника лишь в августе 1989-го.
Стройка обошлась государству почти в 8 млн рублей, а работы выполнялись строителями СУ-8 треста «Белгородстрой» с долевым участием завода «Энергомаш» и витаминного комбината.
…там – купаться, покупать и развлекаться
Большой плавательный бассейн жители Харгоры получили лишь в 1980 году. До этого местные пловцы концентрировались в «Спартаке» и теснились в небольших школьных бассейнах. Новый бассейн, расположившийся рядом со школой № 36, имел две чаши: небольшую и неглубокую для малышей, и вторую, 25-метровую, – для детей постарше и взрослых.
Под парк, названный Южным, в микрорайоне отвели 7 га земли. Архитекторы планировали разместить здесь детский городок, разнообразные аттракционы и площадку с игровыми автоматами. В августе 1981 года тут появилось колесо обозрения, с которого можно было полюбоваться панорамой города и его новостройками. В середине 1990-х колесо демонтировали, сейчас рядом с этим местом находится деревянная церковь.
Спустя пару лет, в феврале 1983-го, рядом с парком открылся Дворец спорта «Космос». Его трибуны были рассчитаны на 2 тыс. зрителей. Но главное – здесь была первая в Белгородской области арена с искусственным льдом. Кроме того, Дворец спорта был универсальным: здесь можно было проводить не только спортивные соревнования и тренировки, но и (после небольшой реконструкции арены) – массовые мероприятия типа митингов, конференций и концертов.
Но самым долгожданным и долгостройным оказался кинотеатр. Запланированный к строительству одновременно с остальными ключевыми культмассовыми объектами Харгоры, он открылся лишь в начале 1989 года. Но такой кинотеатр стоило подождать. Огромный (на 1 300 зрителей), четырёхзальный, с возможностью демонстрации стереофильмов (очки для них ограниченными партиями поставлялись из ГДР).
Кстати, название кинотеатру – «Русич» – дали горожане. По областному радио объявили конкурс, затем лучшие из предложенных вариантов названия обсудили в горисполкоме и горкоме партии и выбрали самый удачный. Первыми зрителями, кстати, стали строители, возводившие здание кинотеатра.
Открывались на Харгоре и магазины: многочисленные продуктовые, специализированные – «Океан» (на Костюкова, 1976-й ) и «Птица» (на проспекте Ватутина, 1986-й). А в предперестроечные времена (1990-й) на улице Спортивной появился целый комплекс общественного питания «Лель». В него входили ресторан, бар и магазин «Кулинария».
Кстати
Телевышка на Харгоре появилась гораздо раньше, чем началась застройка Южного микрорайона, – в 1959 году.
Об окончании первого этапа её строительства в своём воскресном выпуске от 14 июня написала «Белгородская правда». В газете сообщалось, что ползучий кран, с помощью которого производилось наращивание телевышки, достиг запланированной отметки 183 м.
Автор благодарит за помощь в подготовке статьи сотрудников Государственного архива новейшей истории Белгородской области