Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 августа 2016, 17:46
 Анна Бессонова 5817

Мастер меча и доспеха

«БелПресса» пообщалась с белгородским кузнецом, который превращает обычных людей в средневековых рыцарей

Мастер меча и доспеха Юрий Скрынник. Фото из личного архива.
  • Анна Бессонова
  • Статья

29-летний Юрий Скрынник – человек разносторонний и увлечённый. В своей жизни он пробовал заниматься разными видами спорта, но в итоге остановился на необычном занятии – полноконтактных средневековых исторических боях.

Это довольно молодой вид спорта: участники схваток сражаются в доспехах и используют защитное и наступательное вооружение, характерное для Средневековья. Мало того, Юрий сам куёт эти самые доспехи и оружие, а также изготавливает другие предметы по историческим источникам.

Вначале для себя, потом для музеев

Юрий увлёкся кузнечным делом в 20–22 года. Изготовление разных «железок» было неразрывно связано с его увлечением исторической реконструкцией. Он познакомился с заинтересованными ребятами, начал с ними общаться и тренироваться три раза в неделю.

Раньше друзьям было ближе и дешевле ездить на соревнования на Украину из‑за её территориальной близости. Но и теперь есть куда податься – турниров и фестивалей хватает и в России. Бывал Юрий и на главном состязании по историческому средневековому бою – международном чемпионате «Кубок «Динамо». Это один из самых больших турниров в преддверии чемпионата мира по средневековым полноконтактным боям «Битва наций», который обычно проходит в Европе.

В исторических боях немаловажна борцовская техника, которая, в отличие от исторического фехтования, не только не запрещена, но и является обязательной. А чтобы уменьшить вероятность травм, снаряжение перед началом боёв тщательно проверяют, а оружие делают затупленным. Вначале парень делал латы, мечи и прочее обмундирование для себя, но со временем оказалось, что на увлечении можно зарабатывать.

«Я сделал предметы на заказ одним, вторым, третьим… Так постепенно появилась клиентская база, – рассказывает Юрий. – Неоднократно я хотел бросить это дело, потому что неблагодарное оно, узкоспециализированное, но как‑то пошло всё снежным комом, так и кую до сих пор. Уровень мой за прошедшие годы, конечно, сильно поднялся. Я много чего делал и для музеев. То есть выполняю заказы для реконструкторских клубов, а они уже устраивают выставки в музеях».

Сам кузнец ни в каком реконструкторском клубе не состоит. Он называет свою мастерскую «Вольница», ибо к нему приходят все, кто хочет что‑то делать руками, независимо от принадлежности к какому‑то течению реконструкции.

«Как в Средневековье были междоусобные войны, так и у нас сейчас каждый клуб на себя одеяло тянет, ведёт свою политику. А я мастеровой человек, то есть практически вне всей этой внутриклубной суеты. Я общаюсь со всеми клубами и могу делать любое обмундирование, – объясняет Юрий. – Вообще, в России каждый занимается реконструкцией по мере своих сил, но, к сожалению, до европейского уровня нам далеко. Там у них серьёзные клубы, всё глобально и красиво. У нас же у людей нет на это средств. Обмундирование очень дорогое. Но если на это ещё как‑то находят деньги, то на аренду хороших помещений и организацию мероприятий уже не хватает».

На тренировке.
На тренировке.
Фото из личного архива Юрия

Недешёвое удовольствие

По словам Юрия, в крупных городах дела обстоят не так печально. Почти в каждом есть мастерская, а то и несколько, где производится всё необходимое для реконструкторов. Часто предметы и обмундирование в таких мастерских закупают для исторических фильмов.

В некоторых случаях это серьёзный бизнес, и плату за свои изделия там требуют весьма значительную. Возможно, поэтому многим реконструкторам проще оказалось работать с белгородским кузнецом.

«В Москве и Санкт-Петербурге это всё совсем на другом уровне. Например, сейчас я активно общаюсь с людьми, которые занимаются эпохой римского правления. И это не молодые ребята, а взрослые, состоявшиеся мужчины – бизнесмены или сотрудники крупных компаний. У них просто нереально дорогие доспехи – на сотни тысяч рублей. Иногда я сам удивляюсь, сколько денег на это тратят люди. Хотя сейчас в принципе любое хобби недёшево обходится», – говорит кузнец.

Но не только римские доспехи дороги. Технически можно сделать любой доспех очень дорогим при желании. Даже предметы одежды можно сделать очень дорогими. Например, если человек делает комплект князя или иного знатного жителя Руси, то рубашка, вышитая золотыми нитками, обойдётся им 50–70 тыс. рублей. Доспех стоит минимум около 60 тыс., хороший – примерно 100 тыс. И эти цены берутся не с потолка.

«Процесс изготовления каждой детали сложный и дорогостоящий. Возьмём наплечник, – Юрий показывает деталь доспеха. – Он выковывается по опредёленным меркам, которые присылает заказчик, а затем подвергается термической закалке для придания дополнительной прочности. При этом используется не простая, а углеродистая сталь. Доспехи из неё легче средневековых, а держат удар лучше. Вопрос материала доспехов того времени вызывает много вопросов, но углеродный анализ показал, что если брать современные аналоги, то это была обычная промышленная сталь, из которой сейчас делают заборы, оградки и тому подобное».

  • Защита локтей и предплечий.

  • Котёл, в которых в сказках ведьмы варят зелья.

  • Реконструированный помпейский мангал.

  • Реконструкция масляной лампы.

  • Римская железная сковорода.

Для реконструкторов и спортсменов

Изделия, которые выковывает мастер, чётко делятся на две части. Первую заказывают люди, которые занимаются непосредственно исторической реконструкцией. Они просят Юрия ковать каждый элемент только по историческим источникам, чтобы всё было максимально достоверно.

«Есть ребята, которые настолько заморачиваются, что используют именно ту сталь и те инструменты, которыми пользовались в реконструируемый период, – говорит кузнец. – Некоторые сами копают руду на болотах, из неё выливают в печах кругляши, которые называются «крица» или «кричное железо», и из них уже делают какие‑то элементы. Но в этом случае людям больше интересен сам процесс. В итоге они делают доспех, возят его везде и гордятся делом своих рук».

Другая часть заказчиков – это спортсмены. Для них главное, чтобы было практично и удобно и примерно похоже на оригинал.

«Эти парни ездят на соревнования, привозят призы. У них нет желания тратить большие деньги на правильные вещи, чтобы потом их разломать на турнирах, ведь побить шлем можно за один выезд, – Юрий демонстрирует вмятину на шлеме. – Я в нём сражался на разных соревнованиях. И это он ещё несильно побит. Если брать доспех, который уже несколько раз участвовал в боях, то он весь будет как стиральная доска».

  • Сабля для бугуртов.

  • Секира.

  • Шлем из Гьёрмундбю, Норвегия, X в., стилизация.

Выковывать то, что будет просто лежать, ему не нравится.

«Я горжусь тем, что мои изделия используются людьми, – продолжает кузнец. – Мне присылают выкройки, размеры. Затем мы обсуждаем детали. Это могут быть не только доспехи и вооружение. Например, недавно меня попросили сделать мангал, и не просто мангал, а такой же, какой выкопали из‑под золы в Помпее. Два таких я уже сделал для ценителей из Санкт-Петербурга и Москвы. Ещё очень интересный котёл делал для Северной столицы. Мне тоже прислали фотографию котла I века н. э., найденного на раскопках. Эти вещи потом используются на реконструкторских фестивалях».

Изделия Юрия уже есть почти во всей России от Калининграда до Сахалина. Для иркутского ресторана в средневековом стиле Юрий делал шлемы. Доспехи и оружие заказывали из таких далёких мест России, куда добраться можно только на самолёте или корабле – в закрытые города на берегу северных морей. Даже суровые военные длинной полярной ночью развлекаются, воссоздавая моменты далёкого прошлого.

Иногда предметы заказывают для конкретных целей. Например, ребята из Санкт-Петербурга заказывали кованые инструменты: ножницы по металлу, тиски, круглогубцы, плоскогубцы и другие – специально для «Ночи музеев», в которой принимали участие.

На зарубежный уровень белгородец пока не вышел, хотя английский язык знает хорошо. Он объяснил, что в такой деятельности слишком много нюансов, например с пересылкой. Хотя в Финляндию его клинки отправлялись.

Юрий в мастерской.
Юрий в мастерской.
Фото Анны Бессоновой

Пудовые мечи – миф

«Меча хватает в среднем от года до трёх лет. Вон там у меня целая стопочка поломанных клинков лежит. Тут кончик сломался на тренировочном турнире, другие у основания ломаются, – демонстрирует Юрий. – Их ещё можно перековать для турниров, на которых, кстати, есть чёткие правила, в которых прописан баланс, вес и другие характеристики меча. Это делается, чтобы у одного бойца не было тяжёлого меча, а у другого лёгкого».

Я тоже попробовала пару клинков на вес. Они показались мне лёгкими, почти игрушечными, на что я не преминула указать кузнецу.

«Пудовые мечи и доспехи, которые рыцарь надевает несколько часов и в них же ходит в туалет – это обывательское мнение, основанное на сказках и фильмах. В хорошо продуманном доспехе я лично бегаю, прыгаю, кувыркаюсь, и ничего меня не стесняет», – объяснил реконструктор.

По словам Юрия, рыцарские доспехи весят в среднем 20 кг, но можно уложиться и в 15 кг. Доспех – это индивидуальная вещь. Если он сделан по тщательно выверенным размерам, то справиться с ним не составляет труда. Сам кузнец надевает своё стальное облачение минуты за три. Если же рыцарский наряд не подогнать по фигуре – одеваться можно и полчаса.

Вес меча у средневекового рыцаря – 1,5 кг, максимум – 2,5 кг. Некоторые мечи весят меньше килограмма. Сабли совсем лёгкие. У Юрия есть сделанные по историческому источнику сабли весом 600 г. Даже двуручные мечи не весят больше 2,5–3 кг.

«Встречались большие и тяжёлые мечи, но они были очень не у многих по причине их узкоспециализированного использования. Ими срубали копья в строю, – объяснил белгородец. – В остальном кинематограф очень далёк от реальности».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×