Боткина сыновья
Основал его в 1856 году надворный советник Стефан Жуковский, но дело вначале пошло не очень удачно.
В 1882 году упадочное производство выкупила семейная купеческая компания «Петра Боткина сыновья», которая десятилетиями вкладывала в завод огромные средства, построив на его территории электростанцию, механические мастерские, склад, коммутаторную, железную дорогу и при ней станцию.
Часть комплекса предприятия сохранилась. Эти объекты признали памятником истории и культуры регионального значения. Учитывая его уникальную архитектуру, несколько лет в области обсуждают возможность его реставрации и размещения в нём историко-культурного центра.
Сегодня мы расскажем о малоизвестном периоде работы сахзавода конца 1920-х годов, с которого началось его возрождение перед Великой Отечественной войной.
Сахар – народу
По декрету Совета народных комиссаров 1918 года о национализации сахарной промышленности Ново-Таволжанский сахарный завод (в документах тех лет завод называли именно так – прим. ред.) перешёл в руки рабочих и крестьян. Само предприятие подчинилось непосредственно Главному сахарному комитету в Москве.
Революционное правительство не случайно издало отдельный документ по сахару. Присутствие этого продукта на столе рядовых граждан по сути определяло уровень их достатка, выполняя своего рода социальную функцию. А его производство во многом решало вопросы занятости и доходов крестьян.
К 1928 году, пройдя сложный период войны и разрухи, сахарная промышленность в нашем регионе начала восстанавливаться.
Состояние хорошее
По счастью, новотаволжанское предприятие не пострадало в годы Гражданской войны так сильно, как тот же «Профинтерн» (до 1920-х годов этот шебекинский сахарный завод назывался по имени владельца Алексеевским), где разрушили и похитили имущества более чем на 2 млн рублей золотом.
В сентябрьском докладе 1928 года директора Ново-Таволжанского сахарного комбината Антона Кирилловича Науменко техническое оборудование предприятия признавалось хорошим. Здесь работали 22 паровые машины общей мощностью 940 л. с. Началось строительство нового цеха, куда со всей страны закупалось новое оборудование. Суточная производительность завода составляла 5 500 бе́рковцев (1 бе́рковец – cтарая русская мера веса, равная 10 пудам (163,8 кг ) – прим. авт.).
Свёклу для предприятия выращивали в округе пять совхозов: Ново-Таволжанский, Напрасненский, Плетенёвский, Шаминский и Солнцевский, самый дальний, расположенный в 30 км.
В 1928 году к ним прикрепили и шесть образованных в Ново-Таволжанском районе колхозов.
На копку и возку
Тем не менее сырья для производства сахара не хватало катастрофически. По данным Сахтреста, 67 % свёклы на Ново-Таволжанский сахкомбинат ввозилось из других районов («Профинтерн» и вовсе закупал 90 % сырья). Единственным в округе, кто обеспечивал себя сырьём практически полностью, был грайворонский сахзавод «Большевик» (покупал всего 6 % свёклы на стороне).
Для увеличения посевных свекольных площадей власти на местах проводили политику «втягивания бедноты в свеклосеяние» и создания кооперативов свеклопосевщиков. При этом Новотаволжанские сахаропроизводители на самотёк сев не пускали. Они обеспечивали крестьян семенами, инструктировали о приёмах агрокультуры и снабжали инвентарём.
В районе работало пять прокатных пунктов, где бесплатно можно было арендовать сеялки, плуги, бороны и другие орудия. Беднейшие крестьяне получали от комбината помощь «на копку и возку» урожая – гужевой транспорт или деньги (в год на это тратилось 40 тыс. рублей) и средства «на глубокую пахоту под свёклу» (2,5 тыс. руб. в год).
Таким образом, помимо совхозов, единичные свекловоды и кредитные товарищества засевали к 1930 году 645 га.
Осваивали и новые, приближенные к заводу земельные участки, поскольку доставка овоща из дальних мест отнимала у предприятия до 50 тыс. рублей в год. Свекловоды исследовали территорию в районе сёл Муром и Нескучное и пришли к выводу, что там идеальные для свёклы плодородные почвы. К тому же рядом находились меловые разработки, необходимые для производства, чистая речная вода и, главное, «избыток рабочей силы».
И улучшенный обед
На сахзавод и строительство, которое было в те годы на предприятии нескончаемым, привлекались местные жители и сезонные рабочие из других районов. Непосредственно на производстве трудились 195 рабочих. Общее число занятых на сахкомбинате сегодня восстановить трудно. Однако уже в 1924 году в его профсоюзе было 502 члена, видимо, вместе с работниками совхозов.
Жили они на самом сахкомбинате, где в сепарационном отделении находилось 50 кроватей, а также в «красном» (210 мест) и «белом» (20 мест) общежитиях. По словам руководства, оборудованы они были всем необходимым (в списках инвентаря значится даже 12 плевательниц), за исключением тумбочек, которых «недоставало 70 штук».
В 1928 году в Плетенёвке заработала баня и при ней прачечная, на устройство которых потратили около 12 тыс. рублей.
Поскольку большое внимание уделялось просвещению и культурной жизни «крестьянского окружения», действовало целых три красных уголка, а также летняя сцена в селе Напрасном.
Особого внимания заслуживает столовая, полный рацион которой сохранился в архивных документах. Кормила она рабочих трижды в день, что обходилось посетителю в 35 копеек.
На одного человека в день полагалось 1,2 кг хлеба, 0,3 кг мяса, 80 г сала, 0,3 кг крупы и 0,5 кг овощей. За 41 копейку можно было получить улучшенное питание (какое именно, не уточнялось).
Планов громадьё
В этот период предприятие строило масштабные планы модернизации и дальнейшего развития. В первую очередь они касались дорожного строительства. В реконструкции нуждалась узкоколейка, по которой свёклу на волах подвозили из буртов в бурачную.
Руководство заложило средства на новые пути для перемещения упакованной продукции на склады (по 6,5 тыс. в год с 1929 по 1931 год), а также топлива, мела, устройство и ремонт дорог в совхозы. Намечалось строительство жилья для инженерных кадров, сараев, конюшен, воловен, приобретение новой техники.
Самым грандиозным проектом, рассчитанным на три года, было строительство железнодорожной ветки длиною 51 км из Новой Таволжанки в Муром, на которую требовалось более 570 тыс. рублей. Работы по техническому перевооружению предприятия продолжались всё следующее десятилетие.
К 1940 году за Белгородской областью закрепилась позиция одного из главных сахаропроизводителей страны. В целом же на Черноземье в те годы приходилось 43,8 % всех мощностей сахарной промышленности страны, которая перед войной вышла на первое место в мире по производству сахара.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников Государственного архива новейшей истории Белгородской области.