Традиционно проверяем, насколько вы погружены в тему.
О своей работе «БелПрессе» рассказал кузнец-коваль конноспортивной школы БелГУ Александр Муштатов:
«Я родом из Волоконовского района. Когда был маленьким, редко у кого была своя лошадь, в основном колхозные. Я с удовольствием общался с лошадьми, катался. С тех пор и влюбился в этих прекрасных и умных животных. В армии служил в пограничных войсках. По бездорожью пограничники передвигались на лошадях. Там я и получил профессию кузнеца-коваля.
Вернувшись из армии, я переехал в Белгород и не думал даже работать по специальности, пока однажды не узнал, что в городе открылась конноспортивная школа. Меня эта новость очень обрадовала, и я отправился туда, чтобы покататься на лошади.
Директор школы обмолвился, что лошадей‑то им подковывать некому, а когда узнал, что я могу это делать, тут же пригласил на работу, сообщив, что в этом случае я смогу кататься на лошадях, сколько моей душе будет угодно. Так и вышло, что теперь моя основная обязанность – уход за копытами лошадей.
В первую очередь это расчистка. Копыта – это те же ногти у человека. Их нужно регулярно стричь. Такая процедура проводится для коня раз в месяц. Всего у нас тут 40 лошадей, и каждой нужен такой уход.
Постоянно лошадям подковы не нужны, только по необходимости. По нормальному грунту лошадка отлично может ходить и без подков. Но бывают исключения. Например, у одной лошади по кличке Сандрина проблема с ногами – слабые копыта с трещинами, поэтому её нужно подковывать. Также едут у нас спортсмены на соревнования – там грунт. Пошёл дождь – без подков скользко. Поэтому перед соревнованиями лошадям я тоже прибиваю подковы. Или едет лошадь в город работать по асфальту. Чтобы она не стёрла копыта, я тоже прибиваю подковы.
Каждый вечер снимать подковы не нужно. Если лошадь постоянно работает на твёрдом грунте, одной подковы её хватает примерно на месяц. Потом они снимаются и при необходимости прибиваются новые. Если же лошадь не подковать перед работой на асфальте, она сотрёт копыта за день. Потом нужно будет сделать для коня перерыв. Он должен будет находиться на нормальном грунте, чтобы копыто заново отросло.
Моё рабочее место – отдельная комната, куда я завожу лошадь, привязываю её к развязкам с двух сторон и занимаюсь необходимыми процедурами. Здесь же у меня хранится «маникюрный набор» – считайте, то же самое, что использует женщина при уходе за ногтями, только размером куда больше. Это ножи, клещи, рашпиль вместо пилочки.
В отдельном помещении я храню подковы. Я покупаю их в специализированном магазине. Такой магазин есть и в Белгороде, но это перекупщики. В России почему‑то подковы сейчас практически не делаются. Часто встречается производство Финляндии, Германии, Америки, Китая. Стоимость зависит от размеров, тонкости и тяжести подковы. Средняя цена пары подков – порядка 500 рублей.
Каждую подкову я уже самостоятельно подгоняю под нужный размер и прибиваю к копыту. Лошадь при этом боли не испытывает, как люди ничего не ощущают, подстригая ногти. Но нервы у кузнеца-коваля всё равно должны быть крепкие.
Лошадей приходится много уговаривать. При этом лошадь не любит, когда человек психует. От этого она тоже начинает нервничать.
Допустим, привезли молодую лошадь из табуна. Она ни к каким процедурам не приучена: боится, кусается и брыкается. Благо, серьёзных травм я не получал. Дело обходилось синяками. Так что ковалю остаётся только терпеть и потихоньку приучать коня – гладить его и угощать сахаром. В течение месяца-двух, в зависимости от характера, лошадь к процедурам привыкает. Сейчас у меня в основном все животные спокойные».
Записала Анна Бессонова