В руинах лежал «Профинтерн» – один из крупнейших сахарных заводов не только в районе, но и в области, который в октябре 1935 года посещал даже народный комиссар пищевой промышленности Анастас Микоян. Казалось, что на устранение последствий войны уйдут многие десятилетия. Но уже в 1943 году началось возрождение хозяйства и инфраструктуры.
Жировой комбинат
Весной 1948 года шебекинцы узнали, что по решению правительства на месте разрушенного сахарного завода построят жировой комбинат на 6 тыс. рабочих мест. Эту задачу возложили на трест «Жирстрой». В то время ещё мало кто представлял, каким будет новый комбинат. В стране не хватало растительных масел и жиров для производства мыла, а новое предприятие должно было восполнить этот пробел и наладить выпуск синтетических жирозаменителей.
Вскоре начали сооружать теплоэлектроцентрали, цеха синтетических жирных кислот и вспомогательных объектов: мехзавода, складов сырья и готовой продукции. Пять лет строился комбинат.
Нужно было решить проблему и с кадрами – обучить работников. Обычно в таких случаях рабочих и инженеров направляли стажироваться на аналогичное предприятие. Но трудность состояла в том, что подобных заводов в Советском Союзе ещё не существовало. Шебекинцам предстояло первыми освоить новые технологии, и на комбинате построили опытную установку, которая полностью воспроизводила технологическую схему цеха синтетических жирных кислот. Летом 1950 года здесь получили первую опытную продукцию.
Весной 1953 года Шебекинский комбинат синтетических жирных кислот и жирных спиртов вступил в строй, в апреле отгрузив первую цистерну. Уже через полгода комбинат выпустил количество продукции, заменившее свыше 1,7 тыс. т животных и растительных жиров. Эти компоненты использовали при производстве мыла, смазочных масел, синтетического каучука, лаков и пластмасс.
СМС, но не мобильное
Визитной карточкой предприятия стало производство жидких и порошкообразных моющих средств. Кого сейчас можно удивить стиральным порошком, средством для мытья посуды или шампунем? Но во второй половине 1950-х – начале 1960-х такая продукция казалась рядовому потребителю чем‑то фантастическим.
На предприятие регулярно приходило множество писем, в которых люди спрашивали, как правильно пользоваться чистящими и моющими средствами, благодарили за качественную продукцию.
Так, домохозяйка из Подмосковья писала, что более года вместе с дочерью использовала стиральный порошок «Новость» для мытья головы и просила разъяснить, не вызовет ли это негативных последствий.
В ответном письме инженер химкомбината указала, что стиральный порошок не предназначен для этих целей, и рекомендовала применять выпускаемые СЖК шампуни «Курортный» и «Молодость». Домохозяйка из Челябинской области просила написать, как правильно стирать «Новостью» шапку из искусственного меха. А москвички писали директору комбината:
«…обращаемся к Вам с благодарностью за выпускаемую жидкость «Синтол». Это прекрасное средство, которое облегчает труд женщины. Применяя «Синтол» без больших затрат сил, достигаешь чудесную белизну белья…»
Порошки «Кристалл», «Астра», «Луч», чистящая паста «Ива», средство «ДНС-АК» для очищения особо загрязнённых рук были известны далеко за пределами области.
Научи других
Комбинат помогал осваивать передовые технологии и аппаратуру другим предприятиям, которые тоже начинали выпускать аналогичную продукцию: Волгодонскому химкомбинату и Белгородскому витаминному комбинату. Шебекинский комбинат имел контакты с Грозненским нефтяным институтом, Московским институтом синтетических моющих средств и жирозаменителей, предприятием «Гидрирверк» (ГДР). За образцовую работу химкомбинату неоднократно вручали высокие награды – Красные Знамёна Советов Министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. В 1968 году химкомбинат первым в области удостоили звания предприятия коммунистического труда.
Шебекинский химкомбинат (позднее – химический завод) на долгие годы стал флагманом самой молодой отрасли промышленности Белгородской области – химической. Он стал мощным градообразующим предприятием того времени.