После упразднения в 2011 году медицинских вытрезвителей их функцию никому заменить так и не удалось. Ещё в 2014 году начальник регионального УМВД Виктор Пестерев заявил, что области необходимо продумать восстановление таких учреждений. Пьяных оказалось банально некуда девать: в наркологию кладут только тех, кто нуждается в медпомощи. А вот проспаться негде, даже домой в нетрезвом состоянии таких людей часто не пускают. В итоге в спальные места белгородские алкоголики превратили скамейки, беседки и подъезды. А девать пьяных, по мнению полиции, всё-таки куда-то было нужно, так как они совершают около четверти всех преступлений.
В 2015 году Совет безопасности региона решил создать специальные палаты, которые и должны выполнять все функции вытрезвителя. В Белгороде на создание палат из 12 коек в областном наркологическом диспансере из Фонда содействия оказанию медицинской и социальной помощи населению области выделили 350 тыс. рублей. Теперь палаты решили показать губернатору.
Приехав 5 мая в наркологический диспансер, Евгений Савченко с порога поинтересовался у персонала, много ли к ним доставляли пьяных за прошедшие первомайские праздники. Оказалось, что было около сотни клиентов.
– Много буйных?
– Ни одного, – отчеканили медсёстры, похоже, сильно удивив Савченко.
На специальном пропускном пункте главу региона встречал полицейский – майор Капцов, заявивший, что клиентов гостеприимных белгородских палат перво-наперво проверяют на наличие предыдущих задержаний в пьяном виде и неуплаченных штрафов. Савченко прервал рассказ майора, решив протестировать систему и проверить штрафы, которые назначали главе администрации губернатора Владимиру Жданову. Нашлись лишь штрафы по линии ГИБДД, но они были уже давно оплачены.
Войдя в комнату, где всё было очень уж похоже на минималистичный хостел (если бы только не решётки с замками на окнах), и оценив убранство, губернатор спросил:
– Сюда только невменяемых доставляют?
– Сюда доставляют всех, – ответил секретарь Совета безопасности области Олег Мантулин.
По действующему порядку, если пьяному требуется помощь медиков, то его помещают на второй этаж – в стационарное отделение наркодиспансера. Если он проявлял неповиновение, замечен в хулиганстве или его многократно задерживали пьяным – отправляют в отделение полиции с последующим судом (если не нужна медпомощь). А вот если человека просто задержали пьяным, а помощь медиков ему не нужна – ему и предлагают услуги нового белгородского вытрезвителя.
В апреле, когда палаты просто тестировали, уже 110 человекам предложили ночёвку. Пока все отказывались. Ночёвка в наркодиспансере по действующему прейскуранту обойдётся в 868 рублей. Это чуть дороже, чем обычные места в общих комнатах белгородских хостелов. Зато в эти деньги заложен хоть и скромный, но all inclusive: чистка вещей и чай. Можно попросить, чтобы одежду погладили – всё за деньги клиента.
«Ещё ни один не переночевал, – рассказал Олег Мантулин. – Мы предполагаем, что ночёвки тут начнутся с сентября-октября, когда придут холода».
По закону принуждать к пребыванию здесь никто не имеет права: клиенты будут давать официальное и письменное согласие. С финансовой же точки зрения любителям выпить дешевле обходится случай, когда им таки нужна медицинская помощь: стационар для таких пациентов пока бесплатен.
Евгений Савченко спросил, нет ли нестыковок с законом в работе вновь созданного белгородского вытрезвителя. Главный врач наркодиспансера Игорь Голощапов заявил, что всё отлажено и всё будет работать идеально.
– Мы месяц проводили тестирование, сейчас повторно направили на согласование регламент, – рассказал Олег Мантулин.
– Теперь в Старом Осколе запустим? – поинтересовался губернатор.
– К 1 мая обещали. Вот после праздников поедем смотреть, как там всё работает, – ответил секретарь Совбеза.
Пожелав удачи проекту, губернатор удалился из наркодиспансера через запасной выход.