Конная гордость
«А вот гордость нашего музея, – директор техникума Александр Мирошников указал на странный, с огромными колёсами и множеством изогнутых железных прутьев механизм. – Это прицепные конные грабли конца XIX века».
![Прицепные конные грабли конца ХIХ века. Прицепные конные грабли конца ХIХ века.](/media/cache/59/18/5918a38cf96db2d255942bd52349e6d4.jpg)
Фото Владимира Юрченко
Грабли эти, по словам Александра Николаевича, нашли грибники в Ситянском лесу возле хутора Ситное Введено-Готнянского сельского поселения. Там раньше заготавливали сено.
«По рассказам старейших жителей хутора мы установили, что на граблях этих работал парень, который и оставил их в лесу на зимовку. Только вот сенокоса следующего уже не было – началась Великая Отечественная война. Так 70 лет и простояли грабли, – рассказывает Мирошников. – Сквозь них уже деревья проросли, и нам вместе со студентами пришлось прямо в лесу разобрать грабли на части, а уже во дворе техникума восстановить в первозданном виде».
Студентам, как рассказал директор техникума, создание музея пришлось по душе.
«Те, кому действительно нравится техника, кто любит ковыряться в ней, после занятий идут в наши мастерские и восстанавливают старые машины», – продолжил Александр Мирошников.
На пенсию с трактором
А на противоположном конце площадки – знаменитый во второй половине XX века трактор МТЗ-50 «Беларусь». Обутый в новые колёса, свежеокрашенный в синий цвет, он выглядит весьма бодрым пенсионером. Первый образец МТЗ-50 сошёл с конвейера Минского тракторного завода в 1958 году, а с 1962 года трактор стали выпускать серийно. Конструкция неприхотливой к топливу и смазочным материалам, надёжной и простой в обслуживании машины оказалась настолько удачной, что МТЗ-50 выпускали аж до 1985 года.
![Трактор МТЗ-50 «Беларусь». Трактор МТЗ-50 «Беларусь».](/media/cache/20/3c/203cecbbd2f4749eba203c47396745ce.jpg)
Фото Владимира Юрченко
Представленный в музее трактор был получен колхозом имени Калинина в 1974-м, а первую борозду в поле проложил на нём сам председатель Дмитрий Лубкин. С тех пор и до 2000 года на МТЗ-50 работал Виктор Литвинов. А когда уходил на пенсию, ему этот трактор преподнесли в качестве подарка. И вот теперь старый трактор работает экспонатом в музее.
Зелёный газон
![ГАЗ-51 до сих пор на ходу. ГАЗ-51 до сих пор на ходу.](/media/cache/0b/18/0b1886a86f546139b6c02dc2b39ac135.jpg)
Фото Владимира Юрченко
Зелёный горбоносый грузовик ГАЗ-51 знаком молодёжи разве что по фильмам. И немудрено. История его создания началась ещё в 1937 году. Экспериментальная модель ГАЗ-51 прошла дорожные испытания летом 1940-го. А потом началась Великая Отечественная война. Тем не менее предсерийные образцы были готовы уже в 1945 году. Сразу же началась подготовка к производству, и уже зимой 1946-го с конвейера сошли первые 3 136 машин. А всего за 29 лет выпуска собрали 3,5 млн газонов. По отечественным чертежам ГАЗ-51 выпускали в Польше, Северной Корее и Китае. А пожарный вариант ГАЗ-51 можно увидеть в кинокомедии «Невероятные приключения итальянцев в России».
Музейный ГАЗ-51 принадлежал жителю Ракитного Владимиру Бондареву. Проработав на нём на ветеринарной станции до пенсии, он получил его в подарок. На этом газоне учились вождению внуки Владимира Петровича. Кстати, машина в рабочем состоянии, в прошлом году она даже участвовала в праздничном шествии, посвящённом Дню Ракитянского района.
«Горбатый» и «чебурашка»
![ЗАЗ-968 по прозвищу «чебурашка». ЗАЗ-968 по прозвищу «чебурашка».](/media/cache/12/6f/126f73b4310d824e1b3f29411c6a7771.jpg)
Фото Владимира Юрченко
Есть в музейной коллекции и два легендарных народных автомобиля: ЗАЗ-965 и ЗАЗ-968. В просторечии «горбатый» и «чебурашка».
ЗАЗ-965, выпущенный в 1968 году, принадлежал члену Совета Федерации Ивану Кулабухову. Музей сенатору понравился, и он подарил для пополнения экспозиции своего «горбатого». Подарок сенатора стоит в боксе, где его реставрируют студенты техникума. А на площадке возле учебного корпуса взирает на мир круглыми, подёрнутыми пеленой прожитых лет фарами «чебурашка».
В своё время ЗАЗ-966 и его модификация ЗАЗ-968 были мечтой честного труженика. В середине 70-х годов прошлого века такой автомобиль стоил 3 500 рублей, а вазовская «копейка», для сравнения, в два раза дороже. Не говоря уже о «Волге» за 9 тысяч.
Автомобиль неприхотлив и прост в обслуживании и ремонте. Кроме того, ЗАЗ-968 славился великолепной проходимостью. Он одинаково легко ехал и по городскому асфальту, и по размытым грунтовым дорогам, и даже по бездорожью. Застрявший в грязи лёгкий «запорожец» можно было вытолкать вдвоём.
Он же «бобик»
Вот, к примеру, диссонирующий с серым асфальтом краской цвета хаки стоит ГАЗ-69. Что-то среднее между грузовиком и незаконченной идеей легковушки. В народе, кстати, машину эту ласково называли «бобик» или «козлик», что никак не умаляло его достоинств.
![Знаменитый вездеход ГАЗ-69. Знаменитый вездеход ГАЗ-69.](/media/cache/2a/bd/2abdeb40ce8825c9c84e3edf1672f372.jpg)
Фото Владимира Юрченко
Конструировать «Труженик» (так первое время официально назывался ГАЗ-69) начали в 1946 году, а первый серийный образец сошёл с конвейера в 1953-м. На «козлик» ставили модифицированный двигатель от «Победы» мощностью 55 л. с., которого вполне хватало для того, чтобы использовать внедорожник в качестве лёгкого артиллерийского тягача.
Служил он не только в армии, но и в колхозах и совхозах, помогая восстанавливать разрушенное войной хозяйство. В 1954 году первые пассажирские ГАЗ-69А отправились осваивать целинные земли в Казахстане. И в том же году ГАЗ-69 откомандировали на дрейфующие полярные станции «Северный полюс – 3» и «Северный полюс – 4». А известные фантасты братья Стругацкие написали о газике в повести «Понедельник начинается в субботу»: «…если уж покупать что-нибудь, так это ГАЗ-69, вездеход, но их, к сожалению, не продают».
Стоящий в музее ГАЗ-69 долгие годы колесил по дорогам Ракитянского района. На нём ездил председатель колхоза имени Калинина Дмитрий Лубкин.
Трудолюбивый «Муравей»
![Грузовой мотороллер «Муравей». Грузовой мотороллер «Муравей».](/media/cache/ab/99/ab9942cbdeacb4a3c5e07dce433657ab.jpg)
Фото Владимира Юрченко
В 1956 году в Туле с конвейера сошла опытная партия двухколёсных мотороллеров под названием Т-200 «Тулица». А годом позже на базе Т-200 сконструировали и начали выпускать грузовые мотороллеры. В 1969 году на смену базовой модели пришла более совершенная ТГА-200, которая получила собственное имя «Муравей». Этот грузовой мотороллер экспортировали в 21 страну мира. Его выпускали вплоть до 1995 года.
Слесарь Ракитянского агротехнологического техникума Сергей Гончаров много лет использовал такой «Муравей» в домашнем хозяйстве, а потом передал свой мотороллер музею.
Плуг, борона, седло
В экспозиции музея представлены старые орудия сельскохозяйственного производства. Их подарили музею жители района.
![Двупарный конный плуг. Двупарный конный плуг.](/media/cache/8e/3f/8e3fefaa4ab64b0312ea264b88b0b092.jpg)
Фото Владимира Юрченко
Двупарный конный плуг – от потомственного крестьянина Дмитрия Бабынина из села Вышние Пены.
Металлические конные бороны передал житель села Зинаидино Николай Савостин.
Телегу и конскую упряжь: седло, хомут, уздечку, дугу – презентовал музею долгие годы проработавший агрономом в колхозе «Рассвет» села Вышние Пены Михаил Мартынов.
На конных санях, подаренных музею администрацией Бобравского сельского поселения, более 30 лет объезжал в суровую зимнюю пору лесные угодья лесник из села Борисполье Николай Харченко.
В музее представлены 24 экспоната колёсной и гусеничной техники, которая в своё время помогала людям. Все стоящие во дворе техникума машины и механизмы – не просто куски железа. Это символы истории. Истории тех людей, которые их проектировали и воплощали чертежи в металл. И тех, которые на них работали. А это, в конце концов, история нашей с вами страны. К тому же у каждой машины свой характер…