«У меня в субботу даже зэки не работают»
Он такой не один. Сейчас в области альтернативку проходят 28 человек.
«Практически все – по религиозным причинам», – говорят и в военкомате, где принимают заявления о замене военной службы на АГС, и в управлении занятости, где контролируют трудоустройство альтернативщиков.
Хотя по закону призывник не обязательно должен быть верующим, а тем более сектантом – достаточно убеждений, с которыми военная служба несовместима.
У Дмитрия нашлись и религиозные, и светские мотивы. Хотя он не из тех, кто никогда не брал в руки оружия. Окончив юридический факультет БУКЭП, Агаджанян успел поработать в службе судебных приставов – там прошёл спецподготовку и, как сам считает, имеет представление об армии. Вслед за большинством ровесников уже подумывал идти по традиционному пути, но тут возникла возможность заняться любимым делом.
«С детства машинами увлекался. И как раз удалось открыть сервис – «малярку» в Алексеевке. Я там исполнительный директор. Покраской заключённые занимаются – всё легально, все на ставке. 15 тысяч отдаю зоне на зарплату зэкам, а всё, что остаётся, получается, моё. За летний сезон неплохо вышло», – довольно замечает Дмитрий и оговаривается, что у приставов зарабатывал всего 16 тысяч.
Стабильный доход Агаджаняну приносил саксофон. Как способный выпускник музыкальной школы, Дмитрий давно играет на свадьбах и других тусовках. Звёзды сошлись так, что наряду с набравшей обороты «маляркой» посыпались заказы по творческой части.
«Ладно идти в армию, когда работы нет, денег нет, весь в долгах... Есть надежда, что через год ситуация поменяется. А у меня, наоборот, только фонтан забил! Чё, думаю, бросать эти движения? Всё зависнет, потеряется – вообще не вариант, – рассудил Дмитрий. – Платить деньги за отмаз? Я принципиально против этого. Если есть альтернатива, почему её не использовать?!»
Ещё один весомый аргумент за альтернативную службу – вероучение адвентистов седьмого дня, которому следует семья Агаданянов. Адвентисты особенно почитают субботу, никогда не посвящают её труду.
«У меня в субботу даже зэки не работают», – говорит Дмитрий.
В войсковой части подобную философию никто слушать не станет. Этот довод и лёг в заявление призывника.
4 600 + еда
Военкомат прошение удовлетворил, и в ноябре рядовой сотрудник Агаджанян приступил к исполнению гражданской обязанности. Его «часть» – пищеблок областной клинической больницы, «командир» – завхоз. Рабочий день – с 8 до 17 часов.
«Живу в районе автовокзала, а больница на Некрасова – близко очень. Я привык на машине добираться, но при желании можно и пешком, – рассказывает Дмитрий по пути на склад. – Фура приходит – разгружаем, развозим по цехам, подаём на кухню. Бывает, целый день приезжает одна за другой, бегаешь, как в попу ужаленный... Но не скажу, что прямо ад какой-то. За раз 50 кг максимум приходилось поднимать: мясо иногда приходит непорезанное, одна нога под 100 кг – вот и тащим вдвоём».
Свою зарплату служащий грузчик называет «интересной» – 4 600 рублей. Но справедливо, без иронии добавляет: «Срочники вообще двуху получают». Должность, ясное дело, не статусная, однако в этом альтернативщик даже усмотрел вызов.
«Если честно, сам себя решил проверить – потяну ли? Ты ж там, по сути, никто. Но коллектив в пищеблоке хороший – замечательные люди, православные все. С уважением друг к другу относимся, с интересом общаемся – никаких противоречий. Кормят два раза в день...» – расплывается в улыбке Дмитрий.
Служить на пищеблоке Агаджаняну придётся до августа 2017 года – в то время как его ровесники по армейскому призыву вернутся домой в ноябре 2016-го. Зато Агаджанян возвращается домой каждый вечер, что, по его мнению, компенсирует разницу в сроках.
«Выходные – это выходные, праздники – праздники. Плюс после работы занимаюсь чем хочу – я не привязан, как ребята в армии. Могу подшабашить, могу с девушкой погулять – всё успеваю. Знакомые удивляются – мол, на работу ходит, а засчитывается как армия. Многие не знают об альтернативке».
Санитар. Пилот. Балет
Тот факт, что службу на гражданке, выбирает ничтожное количество призывников (не больше 1 %), объясняется не только незнанием. Потенциальная работа – это кот в мешке, альтернативщик не вправе выбрать должность. Стать на 21 месяц почтальоном (Почта России традиционно выделяет вакансии под АГС) или грузчиком, как Дмитрий, – удачное стечение обстоятельств. Соискателям часто предлагают менее привлекательный труд.
Об альтернативке в Белгородской области «ОнОнасу» подробно рассказала Наталья Чуева, начальник отдела трудовой миграции и альтернативной гражданской службы управления по труду и занятости населения Белгородской области:
«Основные места прохождения АГС – это организации социальной сферы: больницы, дома престарелых и инвалидов, диспансеры (противотуберкулёзные, наркологические, психоневрологические). Для них это выход на низкооплачиваемую, низкоквалифицированную работу, на вакансии, которые долго не закрываются: санитары, дворники, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, подсобные рабочие».
Не всегда удаётся подобрать место по территориальности. Например, альтернативщик из Яковлево или Прохоровки, а работа – в Белгороде или Старом Осколе. У нас сейчас два человека вообще служат в Смоленской и Воронежской областях. В таких случаях работодатель предоставляет койко-место в общежитии (как правило, общежития есть при диспансерах).
Есть альтернативщики, которые уклоняются от службы, ищут причины не посещать работу – не подходит уровень зарплаты, жилищные условия, что-то ещё... В прошлом году такая история была, и медучреждение писало на военкомат донесение. В том конкретном случае воздействовала разъяснительная работа. А в Губкине дело дошло до суда – на двоих были наложены штрафы.
В 2015 году Минтруд дополнил перечень профессий для альтернативщиков. Среди слесарей, посудомойщиков, уборщиков мусоропроводов появились пилоты, программисты, инженеры, врачи, парикмахеры, официанты и даже артисты балета! Согласно закону об АГС, «при определении места прохождения службы [...] учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы». То есть теоретически можно хорошо устроиться. На практике похожих вакансий – по крайней мере в Белгородской области – не было.
«Одного альтернативщика папа продвигал в аэропорт по инженерно-технической специальности. Возможно, обратимся с соответствующим предложением. И в целом нам надо посмотреть, кем можно расширить перечень организаций для прохождения альтернативной гражданской службы», – рапортует Наталья Чуева.
На всё воля божья?
В областном военкомате альтернативщиков не очень-то жалуют. Начальник отдела подготовки и призыва граждан Андрей Лебедев не стесняется в выражениях.
«Там мозги набекрень, сбой по микросхеме в башке. Вот придут к нему домой и мать или сестру будут обижать – мужчина должен их защитить! И что он скажет? «На всё воля Божья»? Никакая вера воинскую службу не отрицает, чушь это всё. Решение об АГС принималось на пике популизма, я считаю. А тех, кто не может брать в руки оружие, лучше бы в военные госпитали направляли».
Тем не менее желающим служить на гражданке отказывают редко. Если и отказывают, то в основном из-за нарушения сроков подачи заявления: по закону потенциальный альтернативщик обязан уведомить военкомат о своих планах минимум за полгода до начала призыва.
От редакции добавим, что мы не хотим ни превозносить альтернативную гражданскую службу, ни порочить её. Да, выбор непопулярен. Но выбор есть.