А сначала — небольшой тест:
О своей работе «БелПрессе» рассказал водитель троллейбуса маршрута № 1 (и № 4) Сергей Трубилин:
«Работаю год, с обучением – почти два года. Увидел объявление о курсах и пошёл учиться. С детства мечтал быть водителем. Правда, я хотел водить автобус, но потом перехотел.
Троллейбус водить сложнее, чем автобус: из‑за рогов немного другая специфика вождения. При аварии бывает трудно кого‑то объехать. У нас диапазон 8 м: 4 – вправо и 4 – влево. А подрезают постоянно: никто не хочет ехать медленно, как мы.
Кстати, это не рога. Мы их так не называем. Это штанги. А по науке – токоприёмники. Если они падают, приходится ставить. А сколько это времени займёт – зависит от того, где и как они упали. Если благополучно упали – то минута-две. Бывает, штанги могут запутаться или в них ветка попадает. Иногда приходится и тягача вызывать.
Конкуренты бесят. Частники. Троллейбусники с ними конкурировать в принципе не могут, потому что мы не можем так гонять, как они. Естественно, маршрутчики перехватывают очень много пассажиров. И это больше всего раздражает.
За год привык к разным пассажирам. Выйти и не заплатить – это в порядке вещей. На каждом рейсе по одному-два таких случая. За день выбегает человек десять. Смысла гоняться за ними нет. Терять время ради 15 рублей? Всё равно убегут.
Бывает, сядут на ж/д вокзале и спрашивают: «А когда мы на ж/д вокзал приедем?» И едут потом целый круг. Бывает, спят пару кругов на заднем сидении. За шею таких не выгоняю: бывает, человек выпил, пригрелся. Бывает, по‑хорошему просят: можно с вами прокатиться? Да ради бога – прокатись! Катаются, потом, правда, оплачивают. И пьяные бывают, и наркоманы. Мне лично полицию вызывать никогда не приходилось, но вообще случаи были. И двери ногами ломали пассажиры – чего только ни делали!
Подозрительные предметы у меня не забывали. Однажды девушка забыла ноутбук, потом догнала меня на такси и забрала.
Смена длится, как правило, 8 часов. Час на обеденный перерыв. По расписанию на рейс даётся один час. Но за час успеваешь сделать круг, только если выехать в пять утра, когда город ещё пустой. В час пик рейс длится до полутора часов.
Мы уже знаем, что в выходные будет много бабушек с сумками, тяпками и лопатами – дачный сезон. Уже привыкли, что ездят с баулами. Приходилось как‑то ждать три минуты на автовокзале и три минуты на ж/д вокзале одну бабушку, у которой было десять сумок. Она их по одной заносила-выносила.
У коллеги есть пассажирка – бабушка. Каждый день в одно и то же время, в 22:33, она ждёт троллейбус на «Швейной фабрике» и едет до ж/д вокзала. Не дай бог не будет троллейбуса – разнесёт всё в пух и прах. И в депо ходят жаловаться, и звонят.
Бывает скучно, поговорить не с кем. Иногда попадаются пассажиры, которые любят лясы поточить. Особенно иногородние. Но обычно разговорчивые пассажиры – это кто? Те, кто выпил. С ними мне неохота разговаривать – весь запах несёт ко мне в форточку.
Зарплату платят, но иногда задерживают.
Я буду работать здесь и дальше – в целом меня всё устраивает. А даже если бы и не устраивало – куда деваться? Работы в городе не очень много, а семью кормить надо. Вот так».
Записала Елена Байтингер