О своей работе «БелПрессе» рассказала кассир БГАДТ имени М. С. Щепкина Елена Мальчинская:
«Я никогда не хотела работать в театре. В детстве мечтала быть скрипачкой, но в итоге поступила на иняз в пединститут. Но жизнь сложилась так… Страна пришла к инфляции, была безработица. Мне предложили временно поработать в кассе. Говорят, что ничего не бывает более постоянного, чем временное. И в этом году уже 30 лет, как я здесь работаю.
Моя мама – заслуженная артистка РФ Евгения Ярцева. Я же в актрисы никогда не хотела. Это тяжкий и неблагодарный труд. Как многие театральные дети, я с детства ездила с мамой на гастроли по городам и весям Советского Союза – по тем дорогам без асфальта, по ухабам. А выступали актёры на фермах, в колхозах. Сцен никаких не было, был грузовик: опускались и раскидывались бортики – там и играли спектакли. Думаете, мне хотелось стать актрисой? Да я вас умоляю!
Я рада, что сижу именно тут. В бухгалтерии или у администратора – всё одно и то же. А у меня‑то зрители – они же все разные!
Радуюсь постоянным зрителям. Не тем, которые идут на премьеры, а тем, которые рады любым билетам. А есть люди, которые спрашивают: «Куда вы деваете эти билеты?! Только ж второй день продажи». Попадаются недоброжелательные, которых раздражает всё: когда я улыбаюсь и когда не улыбаюсь, когда задаю вопросы и когда не задаю. Люди разные приходят. Иногда это напрягает, а иногда наоборот – достаёт из ямы, из плохого настроения.
Есть не очень интеллектуальный зритель, но душевный: к нам ходит один мужчина, который, может, и не разбирается в театре, но влюблён в него так, что пересмотрел весь репертуар по нескольку раз. Есть зрители – просто душа. Их немного. Но они меня лечат.
Чего только не делают зрители с названиями спектаклей! «Утешителя вдов» называли «Ублажителем вдов», «Увлажнителем вдов», «Обожателем вдов». «Кентервильское привидение» – «Кармадонское привидение», «Кентервильское чудовище». «Филумена Мартурано» – это просто недоразумение: говорят так, что и нарочно не выговоришь. «Тартюф» называли «Труффальдино». Неделю назад молодой парень спрашивает: «А на «Дельфина» есть билеты?» Шёл спектакль «Касатка». А однажды случился диалог: «Билеты есть?» – «Есть. Сколько вам?» – «Мне 34». Вот где театр, вот где импровизация!
Так получается, что я отвечаю за всех: актёр сыграл плохо – претензии мне высказывают, отмена или замена спектаклей – снова я виновата.
Молодёжь стала более подкована юридически: знает свои права и чужие обязанности. Не дай бог мне выйти на 5 минут, чтобы чай заварить. Ходят жаловаться.
Голос у меня поставлен хорошо. В это окошко же ничего не слышно людям – приходится включать диспетчера авиалиний.
За билетами надо ходить в первый день продаж и ближе к спектаклю, чуть ли не в последний день. Тогда и сдают билеты, и бронь отменяют, и можно запросто взять билеты. А продажа на новый месяц всегда открывается с 10-го по 15-е число. А вот на какие места брать билеты – универсального совета нет. Если ты молодой и зрячий – нормально взять билет подальше или на балкон. Но если спектакль камерный и малоподвижный, без больших мизансцен – лучше сесть поближе, в партер. На шумный, как «Мирандолина», – подальше. Мы сами смотрим всегда с последних рядов. Там всё прекрасно видно.
Я люблю свою профессию. Хотя никогда не думала, что скажу так… Даже Слободчук мне однажды сказал: «Ты нашла свою нишу». Мне бы это в голову не пришло, я так высокопарно не говорю, но когда он это сказал, я согласилась с ним. Не раз он предлагал мне работать и администратором, и завтруппой – но я так и не пошла. Сказала, что здесь нужна. И он говорит: «Да».
Беседовала Елена Байтингер