Но для начала – пройдите наш тест.
Рассказывает доцент кафедры психологии НИУ «БелГУ», практикующий психолог, арт-терапевт Татьяна Сулима:
«В арт-терапию входят рисование, работа с песком, пластилином, глиной, марионетками. Здесь применяется язык искусства, красок и линий, форм и образов. Так мы можем контактировать с глубинными аспектами нашей личности. Когда человек рисует или лепит, его внутреннее «я» отражается в зрительных образах.
Основоположником арт-терапии считают Карла Юнга, который вместе с сеансами психоанализа уделял значительное внимание работе пациентов с книгами по искусству, мифологии, эзотерике. Они учились работать с образами путём рисования.
Безусловно, чтобы работать в данном направлении, необходимо иметь психологическое образование и пройти обучение в работе с артом. На нашей кафедре работают специалисты в этой области. Мы обучаем работе с песком, сказкотерапии, применению арт-терапии с метафорическими картами, телесной терапией, НЛП.
Арт-терапия даёт возможность осознавать, корректировать и принимать свои состояния, эмоции, ощущения. В технике «дерево» мы учимся понимать и слышать собственное тело, наполнять его энергией. Обращаем внимание на то, как человек нарисовал это дерево: сломанная берёза, крепкий дуб, новогодняя ёлка – всё это дает терапевту информацию о телесных и психологических ощущениях того, с кем он работает.
Главное – с помощью наводящих вопросов сделать так, чтобы клиент это тоже осознал: что хочет это дерево, чего ему не хватает, кто ухаживает за ним, чем оно питается, для чего оно растёт. Исправляя и изменяя собственный рисунок, он сам корректирует своё состояние. При этом очень важно, какой инструмент для рисования выбирает человек. Цветные карандаши – тревожное состояние; акварельные краски – состояние, которое он готов изменить; пастель передаёт кризисные состояния, ощущения трансформации, необходимость выбора; гуашь – устойчивое состояние.
Очень интересна арт-терапия в работе с детьми. Предложив ребёнку сочинить сказку, мы узнаём себя в ней в образе какого‑либо персонажа. В образе главного героя ребёнок опишет себя. Важно внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы.
«Жила-была маленькая обезьянка. Она жила в дупле. У неё не было родителей, и единственным другом был ворон, который иногда прилетал в гости, чтобы поиграть с обезьянкой в шахматы…»
Такую сказку рассказывал ребёнок, которому папа запретил заниматься шахматами, и единственным родным человеком, кто мальчика в этом поддержал, был дедушка. Он забирал внука на выходные, и они играли.
В работе с травмами, страхами очень хорошо использовать песок. Он не только успокаивает, но и даёт большие терапевтические возможности. Детям предлагается нарисовать свой страх и закопать его. После этого рисунок постепенно откапывается, и они учатся принимать свои состояния, смотреть на них по‑другому.
Существуют техники работы и с коллективом. Интересна в этом плане «коллективная мандала». Суть заключается в том, чтобы разговаривать красками: в полной тишине участники рисуют мандалу. С помощью этой техники мы можем не только диагностировать, но и постараться изменить роль каждого участника, его настроение или состояние, его место в коллективе, отношение к нему, открыть и развить способности к коммуникации.
Арт-терапия помогает справиться с кризисными состояниями, межличностными конфликтами, психологическими травмами, низкой самооценкой, стрессовыми состояниями. Кажется, ты просто нарисовал рисунок, поиграл в песке, слепил или сшил фигурку. А в жизни начинают происходить чудеса».
Записала Анна Кущенко