Талант до мурашек
Ведёт от картины к картине, с этажа на этаж, словно примагнитив к себе. Говорит быстро, практически без пауз. Задаёт вопросы и тут же сама на них отвечает. Нить рассказа не прерывается ни на секунду, но каждое из сказанных экскурсоводом слов на своём месте: в тему, в масть, в яблочко. Исторические экскурсы разбавляются бытовыми легендами и собственными наблюдениями гида.
Атмосфера загадки поглощает тебя целиком: ты послушно закрываешь глаза и по очереди переходишь из плюсовой ниши в стене в минусовую, загадываешь желание на лестнице, ведущей на самый верхний этаж, и старательно выпеваешь «Подмосковные вечера», неловко пробуя своим голосом шикарную акустику здания.
А когда в самых драматичных местах рассказа экскурсовода по спине бегут мурашки, становится понятно, что именно за это умение создать у слушателей нужное настроение и эмоциональное состояние Симбиркину благодарят многочисленные посетители Круглого – и устно, и в книге отзывов центра культуры. Заведует им Татьяна Николаевна ровно девять лет, с открытия этого архитектурного памятника после реконструкции. А в 2014 году, кстати, её портрет красовался на районной Доске почёта в числе лучших по профессии.
Экскурсовод поневоле
«Я волгоградский техникум закончила по специальности «обработчик металла» и 18 лет проработала на заводе в Казахстане. Была мастером производства. Мы изготавливали эмалированную посуду», – огорошивает Симбиркина, отвечая на вопрос о профильном образовании.
Вот и не верь после этого в особую мистику Круглого здания, если судьбы связанных с ним людей оно разворачивает на 360 градусов. Видимо, нужна была ему особая хранительница – с железной закалкой, а образование её – дело десятое.
Из Казахстана в Белгородскую область Татьяна Николаевна с семьёй приехала в 1998 году. На родину мужа, в Головчино. Поработала на местном сахзаводе, потом устроилась в санаторий «Красиво» – сначала горничной, а затем сестрой-хозяйкой.
В 2008 году, когда Круглое здание готовилось к сдаче после реставрации, её пригласила в кабинет директор санатория и предложила стать заведующей этого центра культуры. И Симбиркина согласилась. А дальше – один экскурсовод, специально подготовленный для Круглого, сменил профессию, а второй – ушла в декрет.
«А бывает ведь, что для двух групп одновременно надо экскурсии вести. Или индивидуально кому-то рассказывать. Поэтому я текст выучила. Первый год сама экскурсии не проводила, а потом начала – и уже восемь лет людям рассказываю о Круглом», – хвалится Татьяна Николаевна.
Только первые два-три дня, говорит, ходила со шпаргалкой, подсматривала в неё. Но если в день провести три-четыре экскурсии – информация быстро запоминается. И рассказывать изо дня в день одну и ту же информацию Симбиркиной, оказывается, за столько лет работы не надоедает:
«Мне скучно только в одном случае – когда люди к нам приходят не по собственному желанию. У них тогда неинтересные глаза. А я всегда хочу людям в глаза смотреть. Если есть интерес в глазах – тогда мне хочется больше рассказать».
Скорость воспроизведения текста, оказывается, зависит от запросов и возраста слушателей.
«Иногда просят рассказать по сокращённой программе, буквально за полчаса, и я научилась быстро говорить, потому что не хочется текст сокращать. Молодёжи тоже быстро рассказываю – они легко схватывают. Пенсионерам, наоборот, надо медленнее. Детям интересны исторические факты, поэтому эзотерику опускаю. Если иностранная группа, они со своим переводчиком: приходится рассказывать частями, в итоге на экскурсию уходит в два раза больше времени. Я всегда подстраиваюсь под аудиторию», – подчёркивает заведующая.
Больше всего экскурсий – по 12–14 в день – проводится в Круглом здании на последний звонок. Выпускники обязательно загадывают желания на лестнице верхнего этажа. В среднем же в день проходят три-четыре экскурсии. На новогодние каникулы и праздники посетителей всегда больше. Но бывают и пустые дни, когда люди заходят только на осмотр экспозиции.
«К нам едут со всей области, особенно много школьников из дальних районов. Туркомпании тоже к нам возят, но у них свои сезоны. Бывали у нас и иностранные гости – из 22 стран мира», – не без гордости говорит Симбиркина.
Из знаменитостей принимали Владимира Мукусева (ведущего программы «Взгляд») и Николая Дроздова (ведущий программы «В мире животных»), лётчика-испытателя Игоря Волка и всех министров, которые посещали нашу область.
«А свои, местные, редко ходят. Если только гостей привести сюда – похвастаться», – добавляет Татьяна Николаевна.
Энергетика Круглого
У здания, которым заведует Симбиркина, своя, особая, почти осязаемая энергетика. Это отмечают многие люди, побывавшие здесь. Вот и сегодня рядом с нами на диванчике второго этажа устроилась супружеская пара в возрасте с маленьким мальчиком. Женщина вдруг говорит, словно в никуда: «Так хорошо здесь. Никуда уходить не хочется!»
«Слышали? – кивает головой Татьяна Николаевна. – Нам часто гости об этом говорят. Некоторые поднимаются наверх, присаживаются на ступеньках лестницы и чуть ли не засыпают».
Хотя сама заведующая говорит, что первые пару лет ничего такого на новом месте работы не чувствовала. Эзотерически подкованные гости пояснили: дескать, это потому, что внутренняя энергетика у неё сильная, она уравновешивает. Однако спустя несколько лет сила Круглого стала побеждать. Иногда, когда посетителей немного, Симбиркина поднимается наверх постоять в стенных нишах: это якобы способствует снижению давления.
Сама заведующая из всех версий по поводу предназначения здания склоняется к той, в которой утверждается культовая его природа:
«Иначе зачем оно так построено: строго по сторонам света и такая необычная архитектура», – аргументирует Симбиркина.
Имеется и ещё одна версия, которую экскурсоводы, правда, не озвучивают: о том, что создавалось Круглое специально для принятие в масоны Екатерины Второй.
Напоследок, немного смущаясь, Татьяна Николаевна призналась, что сейчас ощущает Круглое здание как некий живой организм:
«Только не смейтесь. Но я прихожу сюда утром и здороваюсь с ним. Ухожу – прощаюсь. А эзотерики называют меня хранительницей этого места силы».