«Железной утюг» оказался крепким орешком. Его усовершенствованную версию никак не могли вытеснить зарубежные изобретения. Немудрено: даже литой утюг не каждому был по карману, а иностранные, хоть были и поудобнее, разительно отличались дороговизной. Какими они были, рассказала и показала учёный секретарь белгородского музея народной культуры Ирина Самаркина.
Вначале было...
Был рубель. Он же – каталка, гранчак, ребрак... Выбирай по вкусу, точнее по диалекту местности, названия разные – смысл один. Гладили одежду, пока не появился утюг (да и ещё многие годы после его изобретения), обычным деревянным бруском с ручкой и рифлёным краем и скалкой.
Технология незамысловатая: на скалку плотно накручивали разглаживаемую ткань. Укладывали её поудобнее на стол и прокатывали сверху вперёд-назад ребристой частью рубеля. Хочешь раскатать получше замины на ткани? С силой прижимай рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец.
«Приходилось прикладывать немалые усилия, чтобы погладить ткань. В основном так гладили в деревнях. Одежду там делали из жёстких, прочных тканей. Поэтому гладили не только для того, чтобы выглядела она опрятной, но и ещё чтобы становилась мягче. Ведь конопляные ткани были так грубы, что могли даже немного натирать кожу, – рассказывает Ирина Самаркина. – В городах же, где люди были позажиточней, а одежды из тканей подороже и потоньше, придумывали другие приспособления: железные кружки с кипятком или специальные стеклянные шары, которыми ткань катали. Называли эти шары гавками».
Кирпичик с ручкой
Литые утюги-первопроходцы известны ещё с петровских времён. Отливали их из чугуна, для господ побогаче – из бронзы, которую инкрустировали медью или серебром. Чтобы угодить изысканной публике, придавали им форму льва, кита, корабля, украшая при этом всевозможными завитушками. Для народа попроще отливали обычный монолитный кирпичик, похожий на лодочку с ручкой.
Современный гладильщик нашёл бы в нём немало минусов. Первый – нагревается не меньше получаса в печи, стынет в разы быстрее, поэтому покупать надо пару утюгов: пока одним гладишь, второй прогревается. Понять, нагрелся или нет, можно послюнив палец: шипит – значит раскалился, быстрее начинай утюжить. А тут минус второй – металлическая ручка монолитного утюга раскаляется, как и подошва, без прихватки не обойтись.
Третье неудобство утюга – вес, до 10 кг у некоторых экземпляров. И в тренажёрный зал ходить не надо – бесплатная силовая тренировка на дому. В некоторых местностях благодаря этому устраивали кастинги невест. Определиться было легко: гладит одежду девушка одной рукой – значит сильная она, будет отличной хозяйкой, с такой не пропадёшь. Схватилась за утюг двумя руками – слабая ещё, пусть силы наберётся. Замуж такой рановато.
Для глажки тканей потоньше использовали облегчённый вариант утюга – до 5 кг. Делать его легче не было смысла: быстро остывал. Правда, для глажки тонких тканей, манжет, воротничков, кружев всё же делали совсем маленькие утюжки, размером с пол-ладони.
Но эти неудобства не вытеснили литые утюги из обихода даже после того, как Гагарин побывал в космосе. Может, их и потеснили бы электрические собратья, вот только не во всех домах была такая роскошь, как розетка.
Огнедышащий утюг
В XVIII веке начали выпускать духовые, или угольные, утюги, похожие на маленькие печки. Вытеснить цельнолитые они так и не смогли: были сложнее в изготовлении, что заметно отражалось на цене. У них поднималась крышка, чтобы внутрь корпуса заложить раскалённые угольки. В боковых стенках такого утюга делали несколько отверстий, а в некоторых ещё и трубу, совсем как у самовара, для улучшения тяги.
«Ценился утюг наряду с самоваром, ведь был он достаточно дорогой вещью. Не каждая семья могла позволить себе его купить. Поэтому его даже выставляли в качестве украшения на салфетке рядом с самоваром», – говорит Ирина Самаркина.
Минусов было ничуть не меньше: сам металлический, угольки засыпь... – получался такой же тяжеловес, как литой утюг. Да и чтобы угольки не затухали, их приходилось постоянно раздувать. Именно поэтому и прозвали в народе угольный утюг духовым.
«Хоть с трубой, хоть без неё, но чтобы гладить угольным утюгом, нужно было быть очень аккуратным. Открыть крышку, совочком засыпать внутрь угли, закрыть крышку... – как при этом не посадить ни пятнышка сажи на чистую рубашку, держа в руках раскаленную печь?!» – удивляется мастерству Самаркина.
Электрический монстр
В ХIХ веке в продаже появились спиртовые утюги немецкого производства. Работали они по принципу керогаза: снабжены насосом, который приводили в действие с помощью часовой пружины и ключа. Они не коптили, не пачкали одежду, не прожигали её, а главное – разогревались минут за десять (для тех времён – невероятный рекорд). Среди своих собратьев они были самыми лёгкими. Но стоили дорого – 10 рублей. По тем временам сумма внушительная.
«Для сравнения: тогда в российской столице за 5 рублей в месяц можно было снять комнату с мебелью, отоплением, самоваром и прислугой. Или, например, за чугунный утюг Демидовского литейного завода просили рубль. Вот и получилось, что, несмотря на все свои удобства, в России такой утюг не прижился», – поясняет Ирина Самаркина.
В 1882 году американский изобретатель Генри Сили получил патент на, как он его назвал, «утюг, нагревающийся с помощью электрического тока». Правда, первоначальный вариант получился ничуть не лучше литого и угольного: весил 15 кг и нагревался 30 минут. В 1903 году его усовершенствовал другой американский изобретатель, Эрл Ричардсон. Стал он больше походить на современные.
Но даже это усовершенствование долго не могло дойти до нас. В СССР электроутюги появились только перед Великой Отечественной войной. В 1950-х годах придумали утюги, увлажняющие и отпаривающие бельё, чуть позже – мини-утюги, облегчённые дорожные версии, утюжки со специальными насадками, носиками, покрытиями... Но всё же невытеснимые литые нагревательные производили вплоть до 1968 года. Стоили они 2 рубля 50 копеек.