Так говорит замначальника отдела охраны и использования объектов животного мира регионального Охотрыбнадзора Вячеслав Марченко – один из наиболее компетентных белгородских специалистов по горностаю. Точнее определить трудно, да и численность зверя сильно колеблется в зависимости от внешних условий.
Хвост и 34 зуба
Горностай – идеальный пример «заточенности» под свою нишу обитания. Молниеносные движения. Отличное обоняние, зрение и слух, пасть с 34 острыми зубами. Превосходно лазает по деревьям. На проявления окружающей среды реагирует широким спектром возгласов: от стрекотания и чириканья до шипения, верещания и лая. Главная пища горностая – мелкие грызуны, в первую очередь мыши. Этим и объясняется его необычно длинное и узкое туловище: чтобы поймать добычу, горностаю нужно пролезть в любую нору, а чтобы справиться с ней – желательно быть массивнее и сильнее.
Комфортно ощущает себя горностай и под снегом – зимой может неделями не появляться на поверхности. Не нашлось грызунов – хищник поживится куропаткой, дятлом, не побоится напасть даже на тетерева. Прекрасно плавает, не пренебрегает ящерицами, лягушками, вполне способен поймать рыбу. Но в целом благополучие горностая зависит от популяции мышей.
В быту горностаи – закоренелые индивидуалисты. Охотничьи участки, которые могут достигать 10–20 га, неустанно обходят, ограждают пахучими метками. Правда, самец даёт поблажку двум-трём своим подругам, допуская, чтобы они жили и охотились на его территории. Подведомственные самки тоже держатся обособленно друг от друга, ну и не приведи судьба случайно приблизиться к гнездовому центру – резиденции хозяина участка. Вмешательства на личную территорию он не терпит абсолютно.
Семья
Выводки у горностаев большие – 5–8, а иногда и до 18 щенков. За потомством, которое появляется на свет обычно весной, ухаживает только самка. Она обустраивает гнездо или нору, иногда устилая его шкурками убитых мышей, кормит и учит малышей. Самочки горностая созревают очень рано, а принять эстафету продолжения рода готовы практически с младенчества. Механизм вынашивания у горностая подчиняется принципу диапаузы – между встречей с самцом и началом развития эмбриона может пройти несколько месяцев, и детёныши появятся на свет только тогда, когда условия будут наиболее благоприятными. Так горностаю проще приспособиться к изменениям окружающей среды.
Вотчина горностая – лесные урочища с родниками и ручьями, поймы небольших рек, лесополосы и прилегающие к ним балки. Гнездится зверь в норах, под корягами, в кучах хвороста, в заброшенных (и не только) избах и сараях. Соседства с человеком не боится, при случае не откажется стащить плохо лежащий кусок масла, рыбу и тому подобное.
«В любом случае горностай для человека полезен, грызуны – 85–90 % его рациона. В старину ласку и горностая к домам приучали, они заменяли кошек, причём действовали гораздо успешнее. По Сибири, по охотничьим заимкам никто горностая возле избы не трогает, – говорит Вячеслав Марченко. – Какой шанс встретить горностая? У большинства – весьма низкий, и не только потому, что их мало. Люди не умеют видеть. На вылазки мы ездим крайне редко, чтобы поплескаться с шумом в реке или пожарить шашлык. От этих забав зверьё держится подальше. Так что жизнь горностая и подавляющего большинства людей протекает в различных плоскостях, которые практически не пересекаются».
Сами за себя
В природе далеко не всегда мир или война между видами укладываются в рамки пищевой цепочки. Семейство куньих – отличный тому пример. Нет смертельнее врагов, чем эти близкие родичи. По иерархии горностай находится между лесным хорьком и лаской. Увидит ласку – погонится и убьёт при первой возможности. Не ради еды, но и не для забавы – просто устраняя конкурента по кормовой базе. Случись самому горностаю попасть на глаза более крупному кузену (хорю, кунице или норке) – его участь решится мгновенно.
Впрочем, рассказывает Вячеслав Марченко, у хищников это нормальная практика: солидарности по ремеслу они не ведают. Та же лисица не даст пощады горностаю, хотя ей явно не нравится его резкий мускусный запах: расправившись со зверьком, она бросает его, усиленно вытирая морду о землю. Что это – привитый эволюцией инстинкт, холодный расчёт зверя или какое-то шестое чувство, о котором мы пока только догадываемся? Но в любом случае ясно одно. Каждый день горностая – охота с постоянной оглядкой.
Стабильно нестабилен
Ежегодный учёт горностая в области показывает – его численность изменяется скачками. Деятельность человека для горностая, как ни странно, у нас скорее полезна: где много зерна – много и мышей. Ложка дёгтя в этом деле – обработка полей химикатами, от которых страдают животные и птицы. Ещё горностай, как и прочие хищные млекопитающие, может переносить бешенство. Поэтому, встретив его, нужно проявлять разумную осторожность и не пытаться ловить. Кстати, держать горностая в неволе дело не только противозаконное, но и безнадёжное: если не сбежит, то неизбежно зачахнет и умрёт.
Опасен ли горностай для домашней живности? Вопрос тоже неоднозначный. Если начали пропадать, например, цыплята, говорит Вячеслав Марченко, потенциальных виновников может быть масса – ласка, хорь, соседский (а иногда и свой) кот, собака, ворона, ястреб-тетеревятник. От всех не отобьёшься, а потому лучшее средство от разбойников – надёжный вольер.
В Красной книге Белгородской области горностай числится как слабоизученный вид, возможно, из нового издания книги его выведут. И, наверное, то, что мы его не видим – это не столь важно. Главное – он есть.
Из досье на горностая
Латинское название: Mustela erminea.
Длина тела: 17–38 см.
Вес: 70–260 г (самки в два раза меньше самцов).
Продолжительность жизни: до 7 лет.
Окрас меха: летом буровато-рыжий, зимой белый.
Телосложение: тело продолговатое, длинное, короткие лапы, хвост – 35 % от длины туловища.
Особые приметы: неизменно чёрный кончик хвоста.
Адрес проживания: Северное полушарие.
Близкие родственники: хорь, куница, норка.
Характер: бесстрашный, дерзкий, стремительный.
Дама не с горностаем?
Обессмертил благородного зверька в искусстве великий Леонардо да Винчи. Именно горностая, если верить названию полотна, держит на руках Чечилия Галлерани – возлюбленная миланского герцога Лодовико Сфорца. Блестящая работа мастера, как и многие картины Леонардо, – настоящий смысловой ребус. С одной стороны, греческое имя горностая – «гале» перекликается с фамилией Галлерани. С другой, горностай, как символ непорочности, закрывает собой ребёнка, которого уже вынашивает героиня: пусть дитя герцога не назовут незаконнорождённым.
Однако многие считают, что великий итальянец нарисовал вовсе не горностая, а белого хорька фуро – он гораздо больше горностая, да и выглядит по-другому. Как раз их разводили в средневековой Европе для борьбы с грызунами. Хотя, конечно, ценности картины это нисколько не умаляет.
От щита до герба
«Лучше смерть, чем позор!» – закричал герцог Бретани Ален Кривая Борода, развернул своих убегающих воинов и бросился на преследователей-норманнов. За минуту до этого отряд Алена II беспорядочно отступал, но вдруг уткнулся в разлившуюся реку. В отчаянии оглядевшись, герцог вдруг заметил на берегу спугнутого всадниками горностая. Когда зверёк понял, что бежать некуда, он резко обернулся, решив погибнуть в бою, а не утонуть в мутном потоке. Легенда X века говорит, что герцог не только выжил, но и поместил изображение храброго зверька на герб Бретани. С тех пор смелость и гордость бретонцев во Франции вошли в поговорку.
Так горностай стал символом чистоты и власти: «Лучше умру, чем запятнаю себя». В непорочных мантиях часто рисовали и христианских святых. На гербах изображали либо самого зверька, либо геральдическую стилизацию его меха – хвостики на серебряном или белом поле. Именно такой вариант сегодня составляет основу герба подмосковного Дмитрова. А на гербе сибирского города Тара на зелёном поле нашлось место и самому горностаю. Как говорится в описании двухсотлетней давности – «в знак изобильности и особливой доброты горностаев в оном округе».
Царственная белизна
Горностаевый мех – издревле король мехов, непременный атрибут княжеских, царских, императорских (и прочая, и прочая) мантий.
В средние века зажиточные государи подбивали им даже боевые щиты. И сегодня этот мех ценится за белизну, блеск и необыкновенную мягкость. Страшно подумать, сколько миллионов зверьков отдали жизни ради удовлетворения людского тщеславия. В 1937 году для коронации английского короля Георга VI из Канады доставили 50 тысяч горностаевых шкурок. Посмотрите на любой монарший портрет, подсчитайте чёрные пятнышки-хвостики – вот вам и цена вопроса. Кстати, изнашивались благородные одеяния быстро, да и от холода особо не спасали.
Россия не осталась в стороне от мехового промысла. Интересный факт: в советское время, рассказывает Вячеслав Марченко, в промысловых регионах заготовители платили охотникам примерно 10 рублей и за горностаевую, и за медвежью шкуру. Естественно, охотники шли по короткому пути: зачем тащить на себе из тайги медвежью шкуру, если можно подстрелить горностая. Медведи этого не знали, а узнав, наверняка были бы крайне признательны маленьким хищникам.