Чтобы дерево признали памятником живой природы, оно должно быть старовозрастным. С его именем могут быть связаны реальные исторические события или предания и легенды. Дерево может иметь отношение к конкретному историческому лицу или просто произрастать в знаковом месте города, посёлка или местности, являясь его украшением.
Грушенька – душенька и дуб – великан
В Национальном реестре в основном представлены дубы, есть несколько сосен, липы, берёз всего две, а груша-долгожитель вообще единственная. Растёт она в усадьбе Государственного природного заповедника «Белогорье» в Борисовском районе. Дереву около 200 лет, за два века оно выросло до 20 м в высоту, диаметр ствола – 67 см. По поверьям, эту грушу посадили инокини Тихвинского женского монастыря, основанного сподвижником Петра I генералом-фельдмаршалом Борисом Шереметевым.
Центральная усадьба заповедника располагается на территории бывшего Богородицко-Тихвинского женского монастыря. Бывал Пётр Великий в Борисовке или нет, но там рассказывают, что именно он выбрал место для этой обители, когда в 1709 году возвращался после Полтавского сражения и заехал погостить в именье Шереметевых. Говорят, императору приглянулся один из холмов, возвышающийся на земле Борисовской, тогда он повелел изготовить большой деревянный крест и якобы собственноручно водрузил его на вершине. Позже на этом месте Борис Шереметев в благодарность о заступничестве Пресвятой Богородицы в Полтавской битве и построил монастырь.
Сегодня от него сохранилось несколько построек да единственный памятник на монастырском кладбище. Он выполнен из редкого минерала лабрадорита в форме ствола дерева. Надпись на памятнике гласит, что в этой могиле похоронен Иван Андреевич Клименко, почивший 14 октября 1905 года. Кем был этот человек и почему обрёл покой на этом кладбище – неизвестно.
Здесь же, в заповеднике «Белогорье», на Поляне Сукачёва, здравствует дуб высотой под 30 м. Этому великану уже около 300 лет, диаметр ствола – 1,36 м.
В легенде, представленной в сертификационную комиссию, сказано:
«Одно из многих уцелевших деревьев, которые являются ровесниками времён императора Петра Великого. Дерево произрастало в Заказной роще, организованной генералом-фельдмаршалом Б. П. Шереметевым».
В центре села
Люди, давшие хутору в Красненском районе название Старый Редкодуб, как будто предвидели, что через много-много лет сюда будут приезжать туристы, чтобы полюбоваться редким дубом, живущим уже более 300 лет. Этот великан поднялся в небо на 30 м, диаметр ствола достиг 1,54 м.
Этот дуб – один из немногих уцелевших деревьев, повидавших на своём веку смену власти и смену хозяев. В 1860 году он рос в большом и очень старом лесу, принадлежавшем помещику по фамилии Барчук. После Октябрьской революции 1917 года этот лес перешёл в собственность государства. По какой причине – неизвестно, но сюда переселились крестьяне из села Большебыково Бирючанского уезда. Лес и землю поделили на души между мужчинами, и новые хозяева принялись вырубать деревья для строительства жилья.
На окраине леса построил себе дом зажиточный крестьянин по фамилии Самойлов, во дворе которого и рос этот дуб. В период коллективизации Самойлова раскулачили, просторный дом, как тогда было принято, передали под сельский совет. Дуб не тронули.
В 1960 году здание сельсовета разобрали и перенесли на новое место. Дуб сохранился, и получилось, что он растёт теперь в центре села – у школы, которую открыли в 1930 году. Интересно, какие силы на протяжении трёх веков отводят топоры от зелёного великана? Сейчас о его судьбе можно не беспокоиться: дуб занесён в Красную книгу Белгородской области, а теперь ещё и в Национальный реестр.
«Здесь был Бальмонт»
Такую хулиганскую надпись поэт, конечно же, не мог оставить, но опальный Константин Бальмонт действительно с лета 1901 по весну 1902 года гостил в селе Сабынино тогда Белгородского уезда Курской губернии. Село принадлежало знатному роду Волконских, и прежде у них бывали известные в России люди; Сабынино посещал даже царь Николай I. На рубеже XIX–XX веков там жило семейство предводителя дворянства Белгородского уезда, князя Дмитрия Волконского. Дмитрий Александрович был женат на сестре супруги Бальмонта Марии Алексеевне, потому и принимал поэта, когда тому пришлось покинуть столицу.
Из различных источников удалось узнать, что княжеская усадьба располагалась на холме, рядом рос фруктовый сад, были разбиты парковые аллеи. А в пойме реки Саженский Донец, протекающей через село, как раз и рос молодой тогда дуб, попавший в Национальный реестр. Дереву около 150 лет, его высота – примерно 25 м, а диаметр ствола – 1,28 м.
Дом Волконских не сохранился, только три надгробных плиты сегодня свидетельствуют о том, что давным-давно в селе Сабынино жило знатное семейство, много сделавшее для процветания России.
Он видел заговорщиков
Самое старое дерево, дуб, отыскали сотрудники старооскольского лесничества. Этому старцу примерно 365 лет, его высота – 24 м, диаметр ствола – 1,57 м.
«Одно из многих уцелевших деревьев, которые являются ровесниками времён императора Петра Великого. Дерево произрастало в Обуховском лесу, принадлежавшем Владимиру Петровичу Орлову-Давыдову (1809–1882) писателю, тайному советнику, почётному члену Академии наук. В начале ХХ века поместье в Обуховке и Обуховский лес принадлежали внуку Виктора Петровича – Алексею Анатольевичу Орлову-Давыдову. Рассказывают, что в этом лесу ещё до начала первой русской революции собирались на свои сходки народники. И была среди них Софья Перовская, готовили покушение на царя», – сказано в легенде.
Село Обуховка основано в 1690 году и сначала было Петровской слободой (по церкви во имя святых апостолов Петра и Павла). В 1711 году фельдмаршал Александр Меньшиков заселил слободу малороссами. В 1726-м часть земель перешла к графу Семёну Салтыкову и получила название Семёновка.
К концу XVIII века слободу Петровскую переименовали в Обуховку, по фамилии помещика Обухова. Со второй половины XIX века до 1917 года Обуховкой владело целое поколение графов Орловых-Давыдовых. Граф Владимир Петрович (1809–1882), писатель, тайный советник, почётный член Академии наук. Он собрал коллекцию рукописей и старопечатных книг, делал крупные пожертвования библиотекам и музеям. Позднее владельцем поместья стал его внук – Алексей Анатольевич, граф, депутат IV Государственной Думы. В Обуховке сохранился дом управляющего графа Орлова-Давыдова, построенный в 1910 году.
Обуховка является и родиной незрячего писателя, эсперантиста, педагога, путешественника Василия Яковлевича Ерошенко.
В XIX веке в Старооскольском уезде процветал деревообрабатывающий промысел. К счастью, обуховский дуб не попался тогда на глаза дровосекам.
Наш патриарх
Дуб из села Журавлёвка Белгородского района в сертификационную комиссию представила Мария Цубера. Мария Валерьевна выросла в этом селе, а теперь, рассказали в сельской администрации, живёт на Украине.
Мария с детства помнит этот огромный 200-летний дуб, он растёт на улице Пушкинской, то место ещё называют Гомеловской балкой. Вот с какой любовью она описывает дерево:
«Дуб очень красивый – стройный, ровный ствол, высокая, густая крона. Дуб дарит нежную прохладу и удивительный аромат. Наш патриарх является домом для жуков-рогачей, соек, дятлов и других живых существ».
А легенду Мария Цубера приложила к документам такую:
«Бабушки-сторожилы села рассказывали, что удивились, когда после авиационных бомбёжек во время Великой Отечественной войны летом 1943 года увидели эти деревья целыми. Ведь, что и говорить, не все односельчане смогли тогда выжить. Когда я была маленькая, одна из бабушек сказала мне, что этот дуб нельзя обижать, иначе быть войне. Прошлым летом на него снова пытались покуситься, однако пила у лиходеев сломалась, да и скандал от заступников патриарха был немалый. Пусть он живёт дольше и будет символом мира на всей Земле бывшего СССР (в частности, молюсь под дубом о мире на Донбассе). Администрация сельского поселения даже проложила асфальтовую дорогу к патриарху».
Какое из белгородских деревьев попадёт в Национальный реестр в 2016 году? Это вполне может быть дуб из села Болдыревка. Там в бывшей усадьбе помещиков Шиленко растёт 300-летнее дерево. Рассказывают, что помещичий чудак-садовник (или это чудачество помещика?) формировал крону дуба таким образом, чтобы на нём смог разместиться духовой оркестр.