Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 декабря 2013, 08:58
 Светлана Непомнящая 3433

«Горжусь, что причастен к великой стройке»

Африкан Васильев первым «отбил» контур будущего карьера Стойленского рудника

«Горжусь, что причастен к великой стройке» Африкан Сергеевич Васильев
  • Светлана Непомнящая
  • Статья
  • 60 лет Белгородской области

В 60-70-е годы началась разработка запасов Стойленского месторождения. Корреспондент Светлана Непомнящая встретилась человеком, стоявшим у истоков создания Стойленского ГОКа.

Когда Африкан Сергеевич Васильев узнал о том, что в Белгородской области планируют открыть железорудный карьер, почувствовал – это и есть главное дело его жизни. Как оказалось, не ошибся. В 1961 году приехал в Старый Оскол и остался здесь навсегда. Сейчас ему 85.

С работой горняка познакомился в детские годы. В Великую Отечественную войну 13-летний мальчишка был призван на трудовой фронт – добывал слюду на Урале. После окончания техникума металлургической промышленности был назначен помощником командира спасательной части. Время спустя получил диплом горного инженера. Трудился на Коркинском угольном разрезе в Челябинской области. Но внимательно следил за разработками новых месторождений в стране.

«Я мечтал стоять у истоков крупнейшего предприятия. Мне было 32, когда моя мечта начала исполняться», – с радостью и гордостью произнёс Африкан Сергеевич.

В декабре 1960 года Белгородский Совет народного хозяйства утвердил комплексное проектное задание строительства Стойленского рудника. В январе 1961 года была создана дирекция нового предприятия. С первым директором рудника Владимиром Иосифовичем Херсонским и встретился Васильев весной 1961-го.

«Считай себя начальником карьера», – эти слова Херсонского до сих пор звучат в памяти Африкана Васильева. Официально горный инженер был оформлен первым начальником смены карьера. Фактически же действительно был его директором. Получив назначение, вместе с первым маркшейдером Владимиром Мелиховым Африкан Васильев «отбил» контур будущего карьера.

«К небольшой ровной площадке, покрытой травой и кустарником в рост человека, пробирались оврагами, – вспоминал Африкан Сергеевич. – Мелихов – с теодолитом, я – с молотком и топором. Вокруг выбранного места расстилались ещё нетронутые поля. Забили первый колышек. Потом второй, третий… И так – по дуге с востока на запад. Затем выбрали точку, с которой должен начать работу первый экскаватор. И дело закипело».

В забое Стойленского рудника
В забое Стойленского рудника

Разработка карьера богатых железных руд началась 1 июня 1961 года. Именно в этот день экскаватор взял первый ковш вскрыши (почвы, под которой залегает руда). Люди быстро узнали о строящемся предприятии. В желающих работать недостатка не было. Васильев принимал людей, учил, давал задания. И в буквальном смысле дневал и ночевал в карьере. По его просьбе была построена и оборудована землянка, в которой он оставался на ночь, чтобы не тратить время на дорогу домой.

«Мне кажется, я продолжал думать, даже когда спал, – улыбается Африкан Сергеевич. – Ведь сделать нужно было очень много: принять технику, проложить к карьеру автомобильную и железную дороги, создать подземно-дренажный комплекс для осушения пород вскрыши и руды. Работы велись круглосуточно. У меня в землянке рядом с топчаном стоял маленький столик. И я поздно ночью расписывал план на следующий день: кому, что и как нужно сделать».

Чернозём, песок, глина, мел… Под слоем этих «одежд» хранятся залежи железной руды. Экскаваторы медленно, но верно вгрызались в почву. За пять лет разработки карьера в отвалы было отправлено более 33 млн кубометров грунта. Когда огромные машины выбрали его десятиметровую толщу, «сели» на железистый кварцит. Для начальника карьера этот момент не стал неожиданностью. То, что руда близко, он почувствовал за несколько дней до радостного события.

«Теперь нужно было доказать, что для карьера мы выбрали правильное место, что объём запасов кварцитов, их качество обеспечат работу горнодобывающего предприятия», – рассказывал собеседник.

Мощный взрыв прогремел в карьере 5 ноября 1968 года в 15 часов 30 минут. Он возвестил о том, что начинается новый этап работы – добыча железной руды.

«Это событие стало для горняков самым долгожданным, – вспоминал Африкан Сергеевич. – У многих на глазах блестели слёзы. Ведь мы шли к этому дню много лет. И, наверное, каждый, кто был его свидетелем, хранит у себя кусочек той самой – первой – руды».

Первая руда СГОКа, 5 ноября 1968 год
Первая руда СГОКа, 5 ноября 1968 год

В Москву, в Министерство чёрной металлургии, отправилась делегация сотрудников рудника. Они рапортовали о том, что карьер по добыче богатой руды мощностью 2 млн тонн в год введён в эксплуатацию. В числе представителей этой делегации был и Африкан Васильев.

Затем Васильеву было поручено заняться проектом положения по охране труда и технической безопасности. Позже – организацией службы по подготовке высококвалифицированных кадров для Стойленского ГОКа. Замечу, что решение о создании на базе рудника Стойленского горно-обогатительного комбината было принято в 1975 году. А в январе 1976 года комбинат объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой ЦК ВЛКСМ. Васильев вспоминает, как менялся облик Старого Оскола. Строились общежития и жилые многоэтажные дома, детские сады и школы, возводились больницы, дворцы культуры.

«Мы построили самый красивый город в стране, – уверенно заметил ветеран. – Душа радуется, когда еду или гуляю по городу. И, конечно, горжусь тем, что я тоже причастен к этой великой стройке, к созданию крупнейших предприятий и нашего замечательного города».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×