Его открыли 2 мая 1935 года. Для города это было огромное событие. Первое настоящее футбольное поле более 100 м в длину и 70 м в ширину, вокруг него беговая дорожка длиной 400 м. Парашютная вышка 45 м, спортивный павильон, волейбольная и баскетбольная площадки, теннисный корт, площадка для гимнастики, лыжная база и даже танцплощадка – это место сразу стало любимым у горожан.
Футбол без трибун
Как популярна эта игра была в довоенные годы! Белгородцы болели за городские футбольные команды «Пищевик», «Спартак», «Локомотив» и команду воинской части. На новом стадионе не было не только трибун, но и обыкновенных лавочек, а зрители располагались прямо по боковой линии футбольного поля. Милиционеры, стоявшие по краю, пытались оттеснить болельщиков за беговую дорожку, но их попытки не всегда были успешными. Очень часто мяч, летевший за пределы поля, попадал в зрителей, а те отбивали его к судье. Раздавались аплодисменты, все мальчишки завидовали тому, в кого попал мяч.
Площадь стадиона нередко использовали как рынок домашнего скота, там продавали коров, коз, лошадей. Смеялись тогда ещё: «Есть у нас стадион, но пока при стаде он».
Матч после боя
Во время оккупации Белгорода фашисты превратили стадион в свалку. Из воспоминаний ветерана труда и в прошлом футболиста Михаила Юрченко:
«Во время войны стадион был разбит, футбольное поле изуродовано бомбами и снарядами. К тому же там устроили свалку разбитых машин – и немецких, и наших, которые свозили со всего города. После освобождения Белгорода всё это убрали, и мы, пацаны, стали там гонять футбольный мяч».
Босоногие, с изрядно потрёпанным мячом, мальчишки играли с полной отдачей сил, часто до полной темноты, когда в мелькании ног трудно было увидеть мяч. Так появились первые футбольные команды города.
Сегодня мало кто знает, что в августе 1943 года в освобождённом после тяжёлых боёв Белгороде на поле городского стадиона состоялся футбольный матч между двумя армейскими командами.
На арене – рынок
Новая арена была построена в конце 1950-х, когда у города появилась своя собственная команда под названием «Цементник». Стадион тоже переименовали в «Цементник». Затем опять произошла смена названия и футбольного клуба, и стадиона на гордое «Спартак». Правда, футболисты особенно не баловали белгородских болельщиков: выше десятого места в низшей лиге первенства Советского Союза они не поднимались.
19 ноября 1968 года «Белгородская правда» написала:
«Впервые в истории белгородского футбола команда «Спартак» завоевала бронзовые медали первенства РСФСР среди команд мастеров класса Б и получила заветную путёвку выступать в будущем сезоне в классе А».
В январе 1970-го та же газета сообщила:
«Белгородский футбольный клуб мастеров котлостроительного завода с нового сезона будет выступать под новым названием – «Салют».
И уже в ноябре 1971 года команда впервые за годы выступления во второй лиге завоевала третье место в своей зоне.
Вновь стадион меняет своё название в 1991-м – на «Энергомаш». Деревянные лавки обветшали, поле заросло сорняками. Владельцы менялись, стадион приходил в упадок, команда играла плохо. Было в истории стадиона и такое:
«Вещевой рынок временно переведён на стадион «Энергомаш». За два дня его посетили 30 тысяч человек, выручка составила 39,5 тысячи рублей. Областные соревнования по марафонскому бегу вынуждены были проходить вне стадиона».
Об этом писала «Белгородская правда» 17 октября 1991 года.
Выступали на стадионе и известные эстрадные группы. А где ещё могли собраться тысячи зрителей?
42 километра труб
В середине 1990-х стадион стал менять свой облик. Снесли северную трибуну, затем долго строили новую. В 2004 м деревянные лавки сменили на пластиковые сидения, сделали специальный козырёк от дождя.
«Раньше на обычных лавках вмещалось 14 тысяч зрителей, сегодня – 11 500», – рассказал заместитель генерального директора ФК «Энергомаш» по спортсооружениям Владимир Бочарников.
Но такое количество зрителей стадион видит редко. Только когда приезжают именитые команды: «Крылья Советов», «Динамо», «Спартак». Тогда мест не хватает: болельщики толпятся в проходах и даже стараются залезть на козырёк.
После каждого матча работники стадиона обходят трибуны. Футбольные фанаты оставляют после себя разбитые сидения, на их место надо ставить новые. Регулярно заменяют и сидения, выцветшие на солнце.
Владимир Бочарников с гордостью показывает северную трибуну: административные помещения, раздевалки, гостиницу на 30 человек.
«Субботников было много, когда всё это строили. И мы не просто мусор убирали. Брали в руки мастерки и сами клали стены», – вспоминает он.
Когда белгородская команда вошла в первую лигу, то по требованиям Национальной футбольной лиги оборудовали поле с подогревом. 42 километра труб легло под главной футбольной ареной.
Вскоре поменялся и внешний вид футбольного поля. Оно стало шире, белгородскую травку заменили еврогазоны, для отличного состояния которых дважды в месяц вносят 400 кг удобрений.
Без прежнего веселья
Вроде всё есть на стадионе: и подогреваемое поле с изумрудной травой, и современные сиденья, и козырёк от солнца над северной трибуной. Только горожане приходят сюда на футбол от игры к игре, а их всего 13 в этом сезоне. Правда, в этом году здесь провели открытие фестиваля ГТО и пять игр в рамках Кубка мэра, но это, скорее, разовые мероприятия.
Старожилы вспоминают, как проводились здесь спартакиады, легкоатлетические соревнования, даже велосипедисты соревновались. Но постепенно футбольное поле забрало все дорожки. А потому не спешат сюда спортсмены, не слышно детских голосов. Стадион давно перестал быть центром притяжения горожан. Поэтому его 80-летие никто, кроме работников архива, и не заметил.
Материал подготовлен при содействии архива новейшей истории Белгородской области