«Наши коллеги из Шебекино пытались достать этот самолёт ещё 15 лет назад, – рассказал председатель историко-поискового клуба «Огненная дуга» Алексей Шевченко. – Они начали рыть котлован, но грунтовые воды помешали работе. Та же проблема и сейчас, но мы решили идти до конца».
В начале нулевых поисковики узнали от старожилов, что в июле 1943 года над хутором Покровским в воздушном бою был сбит наш истребитель. По словам очевидцев, он упал в поле недалеко от сарая, в котором прятались местные жители. По архивным документам удалось выяснить, что 16 июля 1943 года девять советских Яков вылетели на перехват 30 бомбардировщиков и 25 истребителей сопровождения люфтваффе. Немецкие самолёты летели бомбить станцию Прохоровка. Советские истребители не дали выполнить немцам задание, но на аэродром после боя вернулись только два Яка.
«На трёхметровой глубине мы нашли двигатель, пулемёт Березина калибра 12,7 мм, авиационную 20-миллиметровую пушку ШВАК, бронеспинку кресла пилота и фрагменты дюралевой обшивки, – пояснил Алексей Шевченко. – А на деревянных обломках фюзеляжа сохранились таблички с номером и годом производства крылатой машины. С большой вероятностью можно сказать, что это Як-7Б. Сейчас мы сотрудничаем со столичными коллегами, которые помогают определить место службы истребителя и фамилию пилота. А все находки передали в государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». Теперь хотим докопаться до кабины пилота, а также поднять винт».
Истребитель, по рассказам поисковиков, вошёл в землю вниз кабиной, поэтому двигатель застрял на трёхметровой глубине, а остальные части самолёта зарылись в землю гораздо глубже.
«Мы сначала лопатами рыли. Потом удалось найти экскаватор. Он уже зарылся на 8 м в глубину. Сейчас будем работать магнитометром и металлическими щупами. Так, шаг за шагом, надеемся поднять все обломки. А может, и останки пилота. Грунтовые воды сильно усложняют работу. Пока включены помпы – вода убывает, а выключи их на пять минут – вся работа насмарку», – посетовал председатель волоконовского отдела историко-поискового клуба Виталий Писанков.
Под треск двух водяных помп в глубокий котлован с коричневой жижей спускается один из поисковиков и длинным железным прутом прощупывает глину.
«Что-то есть!» – кричит он и, присев по шею в мутную воду, достаёт облепленную грязью железяку.
Находку отмыли – это 20-миллиметровый снаряд авиационной пушки.
«Тяжёлые бои здесь были, – рассказывает поисковик с 12-летним стажем Александр Пароев. – На полевом аэродроме в селе Бессоновка базировалась вторая группа истребительной эскадрильи люфтваффе «Летающий меч». В ней служили асы, на которых немецкое командование возлагало большие надежды в Курской битве. Но здесь, под Прохоровкой, наши лётчики поломали им хребет».
Из глиняной жижи котлована в тот воскресный день поисковики достали ещё фрагменты обшивки самолёта и несколько частей карбюратора. До кабины так и не добрались.
«В следующий раз приедем, – пообещал Шевченко. – Видимо, самолёт лежит ещё глубже, а наши насосы уже не справляются с наступающей водой».
Через неделю я спросил у Алексея о продолжении поисковых работ.
«К сожалению, мы пока так и не добрались до кабины пилота, – ответил Шевченко. – Самолёт оказался на 11-метровой глубине. Стрела экскаватора уже не достаёт до грунта. Зато нам удалось установить фамилию пилота. Это уроженец Харькова, младший лейтенант Николай Ильич Лепёхин, 1922 года рождения. Служил он в 183-м истребительном авиаполку. Пропал без вести 16 июля 1943 года. А самолёт обязательно поднимем».
Поисковикам уже удалось найти родственников пилота на Украине.