В последние годы у нас возрождается интерес к истории Отечества, выходит множество пособий и монографий на эту тему. Но можно с уверенностью сказать, что почти ни одно из них не было бы научно обосновано без данных археологии. Полевые экспедиции археологов каждое лето приносят новые находки. Сегодня мы расскажем об уникальных артефактах, которые были обнаружены на территории нашего региона и теперь хранятся в Белгородском государственном историко-краеведческом музее.
Драгоценный нож
«Белгородская область богата археологическими памятниками практически всех известных науке исторических эпох. Это и обнаруженные археологами в Валуйском районе остатки кремниевых мастерских каменного века, и находки века бронзового. Кроме того, наш регион славится уникальными артефактами скифской, славянской и салтово-маяцкой культур», – рассказывает заведующая отделом истории Белгородского государственного историко-краеведческого музея Оксана Шинягина.
Среди таких уникальных находок – обоюдоострый биметаллический нож.
«Это артефакт бронзовой эпохи, который нашли в 1988 году в кургане села Герасимовка Валуйского района археологи Белгородского педагогического института, – рассказывает Оксана Петровна. – Рядом со скелетом лежал нож с железным клинком и медным черенком для рукоятки. Длина ножа – 8,4 см, ширина – 1,9 см, толщина – клинка 3,5 мм».
Основа уникальной находки – медный стержень прямоугольного сечения, треть которого использовали как черенок для рукоятки.
«Нож относят к предметам кавказского импорта, который достиг своего апогея в первой половине II тыс. до н. э., – подчеркнула Оксана Шинягина. – В то время железо добывалось не для хозяйственных целей, а как драгоценный металл, и владелец этого ножа, по всей видимости, был богатым и знатным представителем рода».
Нож этот, по утверждению археологов, самый древний предмет из рудного железа, найденный в Восточной Европе.
Серебряный ритон
В 60-х годах минувшего века экспедиция под руководством кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника института археологии РАН Анны Пузиковой исследовала скифский курган близ села Дуровка (ныне – село Вербное Красненского района). В кургане были захоронены мужчина лет 35–45 и женщина. В загробный мир эту скифскую пару сопровождало множество предметов. Археологи нашли фрагменты железного чешуйчатого панциря, более 300 железных и бронзовых наконечников стрел, три конские уздечки, античную амфору и рядом с ней – серебряный ритон в форме рога.
«Ритон – это греческий кубок для питья, – рассказывает Шинягина. – У скифов была хорошо налажена торговля с Элладой. Те поставляли им вино, амфоры, украшение и любимое скифами золото. Скифы же в свою очередь торговали зерном, мясом, кожей и изделиями из железа».
Греки, как рассказала Оксана Петровна, пили вино из узкого отверстия ритона. Скифы же, видимо, не привыкшие к полумерам, заткнули это отверстие навершием в виде головы барана – символа солнца – и вкушали вино, как из обычного кубка. То есть из широкой части ритона. Кстати, вино, в отличие от греков, скифы водой не разбавляли.
Скифский медальон
В Дуровском кургане археологи также нашли более 600 золотых бляшек, которые были нашиты на одежду мужчины и женщины. По фрагментам скифской одежды удалось определить её цвет. Она была ярко-розовая и ярко-лиловая.
Среди бляшек, оказался и уникальнейший, как позже выяснилось, золотой медальон диаметром 7,5 см с изображением человека, который сидит на грифоне, терзающем оленя. Волосы у человека длинные, на шее – два витка гривны. Правая рука поднята, левая скрыта за гривой грифона. Сам грифон поднялся на задние лапы, опустив передние на оленя. Пасть разинута, хвост изображён в виде зигзага с кисточкой на конце. За ушами возвышается рог. Вся сцена заключена в круг, окаймлённый рубчатым бордюром. Изображение грубое и явно варварского изготовления, хотя и с элементами греческого искусства (всадник представлен обнажённым).
«Этот медальон уникален – таких артефактов нет ни в одном музее мира, – подчеркнула Оксана Шинягина. – Скифы очень любили золото. Поэтому, к сожалению, многие курганы были разграблены охотниками за сокровищами».
В Белгородской области насчитывается больше 400 курганных захоронений, 20 % из которых, по словам Шинягиной, скифские. В основном они расположены в бассейнах рек Тихая Сосна и Ворскла. Восемь курганов находятся в Чернянском районе, причём шесть из них пока целы.
Славянский клад
На территории современной Белгородской области в I–IV веках н. э. проживали славянские племена. Эпоха эта, как рассказала Шинягина, представлена памятниками Зарубинецкой и Черняховской культуры.
Черняховцы жили в больших поселениях. Наземные жилища и землянки располагались рядами, площадь некоторых домов достигала 100 кв. м. Стены возводили из жердей и обмазывали глиной, а полы были просто утрамбованной землёй. Жилища свои черняховцы отапливали глиняными очагами.
Черняховские ювелиры изготавливали украшения из бронзы, серебра и золота, а также использовали зернь и скань.
«В нашем музее представлен так называемый шишенский клад, который был найден в 1988 году в одноимённом селе Белгородского района, – рассказывает Оксана Шинягина. – Состоит он из трёх браслетов и фибулы (застёжки для верхней одежды) с эмалью. Славяне также изготавливали лепную посуду и активно торговали с Римской империей. В Белгороде, к примеру, на месте строительства частного дома нашли 166 серебряных римских динариев.
Подземная домница
В музее хранится подземная домница – древняя печь для выплавки железа. Археологи нашли её при раскопках в селе Ездочном Чернянского района. Там же были обнаружены боевые топоры, ножи, наконечники стрел и фрагменты конской упряжи собственного производства.
«Салтово-маяцкая культура, остатки которой найдены на Белгородчине, славиться своими металлургическими комплексами, – рассказывает Оксана Шинягина. – Крупнейшим из них является Ютановский металлургический центр с сыродутными горнами в Волоконовском районе. Найденная в Ездочном домница была сделана по типу ютановских».
Во второй половине VIII века юго-восточная часть современной Белгородской области входила в зону расселения салтово-маяцкой культуры, одним из этнических компонентов которой были аланы. Они пришли в бассейн Дона из Предкавказа и расселились на землях, близких им по физико-географическим признакам, – высоким меловым отрогам правых берегов Северского Донца и Оскола. Древние металлурги в качестве сырья использовали болотную руду и древесный уголь.
Интересна салтово-маяцкая культура и керамикой, которая изготавливалась на гончарном круге. Это была кухонная, столовая и тарная посуда.
«У представителей салтово-маяцкой культуры был культ лошади, поэтому они часто украшали гончарные изделия ручками в виде лошадей», – отметила Шинягина.