В Белгороде прошли учения по вывозу жителей в безопасные районы
На примере одного городского квартала несколько ведомств показали, как будет работать перевозка белгородцев в случае опасности
-
Статья
-
Статья
Учебную тренировку 26 января провели Единая транспортная компания, оперативные службы, самооборона и мэрия Белгорода.
Как по‑настоящему
Губернатор Вячеслав Гладков 22 января поручил усилить тренировки по гражданской обороне на территории всех приграничных муниципалитетов. 26 января прошли очередные командно-штабные учения по ГО и ЧС со сценарием вывоза жителей города в безопасные районы.
«Это первый этап, где занимается Единая транспортная компания, которая отрабатывает нештатные ситуации, взаимодействие диспетчеров и водителей. Если на маршрутах Белгородской агломерации вы увидите наши автобусы с табличкой «Учения», то это как раз то самое, о чём я сейчас вам и рассказываю», – поделился подробностями глава региона в своём посте.
В рамках учений 26 января отработали механизма перевозки людей. Для примера организаторы выбрали один квартал в центре Белгорода – район улиц Садовая и Маяковского. Фактически здесь был протестирован в деле весь алгоритм действий, включая самые неожиданные сценарии, как обстрел во время сборов или поломки автобусов.
По легенде учений в Белгороде случился интенсивный обстрел. Региональные власти решили обеспечить вывоз граждан, которые хотят покинуть город, в безопасные районы. В течение 30 минут после этого решения на базе Единой транспортной компании собирается ситуационный центр, который оперативно организует вывоз людей. Руководит центром замминистра транспорта Александр Логвинов.
Секретные маршруты
ЕТК для учений выдала семь автобусов большой вместимости, а регион предоставил ещё три ПАЗа среднего класса. Задействованные в работе водители снаряжаются бронежилетами. При этом вообще все водители в ЕТК уже прошли обучения доврачебной помощи.
В каждом автобусе есть большой запас питьевой воды, салфеток, групповая санитарная аптечка, в которой все необходимые лекарства, средства первой помощи и даже носилки для переноски раненых.
В 14:00 глава ситуационного центра получил вводную об обеспечении вывоза двумя колоннами – по двум разным направлениям вывоза.
Каждый водитель получает бумажные пакеты с двумя маршрутами движения. Резервный пакет вскрывается только в том случае, если передвижение по основному маршруту невозможно. Например, если разрушен мост на пути или есть какое‑то препятствие.
Сам вывоз организуется в два этапа. Автобусами среднего и малого класса (в данном случае ПАЗ) людей забирают непосредственно от мест жительства – из микрорайонов города. Небольшие автобусы нужны из соображений безопасности. Также они манёвреннее: могут проехать в небольшие проезды, развернуться при надобности даже в маленьких улочках.
Точка сбора А
Места посадки выбираются заранее с учётом целого ряда критериев. В шаговой доступности должны находиться укрытия, если во время посадки начнётся обстрел. В них должно быть достаточно места для разворота автобусов и техники.
Ещё до того как начинается сбор людей, в места посадки прибывают оперативные службы: полиция, скорая помощь, отряды самообороны, которые будут контролировать безопасность на всём участке, где ведётся посадка. Они оснащены даже противодроновыми ружьями на случай атаки беспилотников.
Сотрудники администрации города в ярких люминесцентных жилетах делятся на несколько групп.
Одна из них начинает поквартирный обход всего района. На двери квартир, которые уже обошли и из которых люди уезжают, ставят метки мелом или сигнальной лентой, чтобы никого не забыть.
В рамках тренировки пока вывозили добровольцев. Площадкой для вывоза был участок улицы Садовой у городского Дворца детского творчества. В тренировке приняли участие как взрослые, так и дети. Это позволило максимально приблизить условия к реальным.
Перед посадкой в автобусы всех жителей пересчитывают с разбивкой на взрослых и детей. При необходимости багаж погружают в отдельный транспорт. Семья пишет табличку с номером переданной сумки, чтобы потом легче её отыскать. Этот механизм похож на сдачу багажа во время авиарейса.
Что брать с собой?
Глава управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Белгорода Николай Лебедев отметил, что многие горожане спрашивают, что брать с собой в случае, если срочно надо будет покинуть дом, т. е. каким должно быть содержание тревожного чемоданчика.
«Набор должен быть небольшим: средства гигиены, нижнее бельё, небольшой набор вещей (в том числе тёплых), лекарства (если они необходимы), документы, в том числе на собственность, – на всех членов семьи. А вот воду и еду лучше с собой не забирать – запасы питьевой воды есть в автобусах, а кормить людей будут в тех местах, куда их вывозят. Пища может стать лишним грузом в и без того сложной ситуации», – порекомендовал Лебедев.
В рамках учений оперативные службы отработали ситуацию, когда прямо во время посадки людей в городе объявляется ракетная опасность. В этом случае людей выводят из автобусов и сопровождают в укрытия. Чтобы не было паники и неразберихи, координируют заход в укрытия сотрудники белгородской самообороны. Как только ракетная опасность отменяется, людей вновь приглашают в автобусы.
Безопасная пересадка
Пункты сбора жителей в схеме вывоза являются только первой точкой сбора. Далее в сопровождении экипажей ГИБДД, отрядов самообороны и других служб автобусы в колоннах с промежутками по 200 метров (из соображений безопасности) направляются на безопасное расстояние от Белгорода в пункты Б, где запланирована посадка людей из автобусов среднего класса в автобусы большого класса. Эти точки пересадки не будут делать публичными из соображений безопасности.
Большие автобусы ЕТК, в которые пересаживают людей, должны доставить граждан в районы, где их временно разместят. Это могут быть как отдалённые от границы муниципалитеты Белгородской области, так и соседние регионы – тут всё зависит от конкретной ситуации. На учениях же на этих автобусов горожан вернули в родной микрорайон.
По утверждённым правилам старшие колонн каждые 15 минут докладывают об обстановке в автобусе в ситуационный центр. При этом в каждом из них есть всё необходимое, чтобы оказать первую помощь не только раненным при обстрелах, но и людям, которым может стать плохо от стресса. Кроме того, в постоянной готовности на базе ЕТК находится несколько тягачей, которые будут транспортировать автобус в случае его поломки.
Тренировок будет больше
Первые учения с автобусами ЕТК прошли штатно. С момента начала сбора в ситуационном центре в 14:00 до пересадки людей в автобусы большой вместимости и отправки в безопасные районы ушло менее двух часов.
Подобные тренировки будут продолжаться с ещё большей интенсивностью. Вячеслав Гладков отметил, что это только один элемент комплексной работы по обеспечению безопасности жителей белгородского приграничья. Сюда входит массовое обучение бюджетников и всех желающих правилам оказания доврачебной помощи, проверка и закупка новых систем оповещения, укрепление остановок общественного транспорта и установка в людных местах укрытий, разработка системы автоматического открытия дверей в укрытиях при объявлении ракетной опасности и другие, в том числе непубличные меры.
Все эти действия призваны сделать слаженной работу всех жителей и ведомств системы безопасности в случае реальной угрозы. Именно поэтому белгородцам стоит привыкнуть к подобным тренировкам и активно в них участвовать: они формируют навыки, которые действительно могут стать спасительными в критической ситуации.
Сергей Шевченко