Место, где ждут патриотов. Как служат бойцы белгородской самообороны
На одном из полигонов для тренировки побывала «БелПресса»
-
Статья
-
Статья
Полигон находится в глубинке области, между оврагами в низине. На языке аграриев это – неугодья. В Белгородской области, изрезанной оврагами, таких мест много. Их регулярно меняют, чтобы бойцы не привыкали к одним и тем же условиям.
По полной программе
От асфальтовой автодороги, по которой ежедневно ездят тысячи машин, к полигону ведёт малозаметная, извилистая, пыльная грунтовка с добрым десятком разветвлений. Рядовому человеку полигон найти непросто. Но не для членов белгородской самообороны.
Этих людей уже тысячи. Их экипировали и учат по полной программе. Инструкторы – боевые офицеры, и не только условные афганцы. Многие уже участвовали в СВО, прошли ротацию. На гражданке они инструктируют самообороновцев, потом снова идут воевать – и вновь возвращаются со свежим накопленным опытом.
10 июня на полигоне прошли очередные учения. Холостые выстрелы из АК звучат сухими щелчками, звуки разрывов гранат также приглушены. Но экипировка, обвес на бойцах – настоящие, многокилограммовые, как и оружие. Тихо жужжа, летают дроны: параллельно с действиями на земле, особая группа тренирует навыки обращения с беспилотниками (БПЛА).
Боевая кукуруза
Жаркое солнце палит. Чёткие, порой очень доходчивые команды боевых офицеров проникнут в душу любому. Легенда учений – попытка проникновения вражеской диверсионно-разведывательной группы, её нужно обнаружить и нейтрализовать.
«Только это не совсем учения, – уточняет командир батальона. – У нас это повседневные занятия. Сегодня работают три взвода плюс группа БПЛА. Первая группа – это организация работы на КПП: отрабатываем досмотр автотранспорта, работу с вооружёнными преступниками, обычными гражданами, которые могут быть и в алкогольном опьянении, и провозить разную запрещёнку. Две группы занимаются тактической подготовкой: одна организует засаду, вторая осуществляет поиск диверсионно-разведывательных групп. Группа БПЛА состоит из специалистов, которые работают со всеми взводами, отделениями. Каждое отделение у нас будет оснащено беспилотником».
Также, согласно легенде, в бою есть один «трёхсотый» (раненый). Бойцы отрабатывают навыки первичной медицинской помощи и эвакуации.
На полигон наведываются губернатор Вячеслав Гладков, первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко и генсекретарь партии «Единая Россия» Андрей Турчак. Смотрят за ходом боя, потом общаются с бойцами, осматривают их оснащение.
«Вооружение, экипировка – это всё благодаря губернатору, – сообщает «БелПрессе» командир батальона. – Он нас полностью одевает, выдаёт макеты автоматов, беспилотные аппараты, тепловизоры, радиосвязь. У тех из нас, кто был в зоне СВО, есть что‑то своё, но в основном обеспечивает губернатор».
На досуге члены самообороны под руководством боевых товарищей мастерят вещи, полезные для фронта. Всё это потом туда и отправляют. Гостям показывают «боевую кукурузу»: на кочан это похоже только формой, но, по словам бойцов, в боях она противнику смешной не кажется.
Слово берут другие начальники. Отвечают бойцам на волнующие тех вопросы об их статусе, вооружении. Например, как быть, если член самообороны отпросился на службу с работы и получил травму: что скажет на работе отдел кадров? Лейтмотив ответов прост: всё решаемо, и без особого труда. В случае реальных боевых действий все будут вооружены.
«Воюем только с нацизмом»
Из‑под шлема развивается хвост длинных волос. Присматриваясь к отряду, можно заметить и другую девушку, и ещё больше.
«По профессии я медик, – рассказывает боец с позывным Ведьма. – Работаю я на заводе по другому направлению, но, кроме производственных обязанностей, выполняю также медицинские, потому что бывают случаи, когда нужно оказывать помощь».
Ведьма – по паспорту Анастасия – не скрывает своего имени, как и лица. Говорит, что «и так уж везде засветилась, скрывать нечего».
«Я всегда мечтала служить по контракту, чувствовала, что служба – это моё, – признаётся девушка. – К сожалению, не получилось, потому что есть брат, он вэдэвэшник, с травмой, за ним нужен уход. Сейчас это у меня уникальная возможность – и мечта исполняется, и Родина в опасности, ей реально нужна защита. Военная тема – это реально моё. Мне даже на работе говорят, мол, в обычной жизни ты не такая, но когда одета в военное, ты полностью меняешься, просто цветёшь».
У Ведьмы восемь братьев и сестра. Пятеро братьев – здесь же, в самообороне. Взвод, полушутливо называет их Настя. К противоборствующей Украине, кроме глобальных претензий, у неё есть и личные:
«Там сейчас мои друзья, знакомые. Вообще, к украинскому народу никаких претензий. Претензии только к нацизму, к тамошним нацистам, которые портят жизнь обычному мирному населению».
Члены самообороны не только тренируются. Бывают и реальные дела. Ведьма состоит в группе эвакуации и имеет практический опыт:
«Обратились люди к нам – родственники и обычные люди – за эвакуацией. Они уезжали вообще без вещей, в чём было. Отказать мы не могли, взяли свои легковушки и отправились. Сделали четыре рейса, попадали под обстрелы. Но гражданские всегда сидели между нами, они у нас всегда в приоритете».
Смысл жизни
Анастасия – Ведьма – не рядовой боец. Она командует взводом, в её подчинении здоровые парни.
«И я была обычным боевым парнем, как все, – говорит Настя. – Но оказалось, что парней, бывает, надо быстренько прижучить. Они в азарте убегают по направлению, их надо быстренько собрать. У меня этот навык закалён: когда восемь братьев в семье, приходится строить всех мужиков».
Другой боец не хочет говорить подробно о себе. Он, по его словам, не видит в этом смысла. Главное – то, что в самооборону он пришёл «по зову сердца». Называет лишь сферу работы – электроэнергетика.
«Все они разные люди, – говорит комбат о самооборонцах. – Их объединяет желание защищать Родину и развивать свою самоподготовку. В первое время испытательного срока мы изучаем их личные дела, присматриваемся к ним. С судимостью, наркоманией, алкоголизмом отсеиваем сразу. Остальных смотрим по ходу дела. Некоторые более-менее быстро отсеиваются сами. Люди приходят с разной мотивацией: кто‑то хочет защищать Родину – это настоящие патриоты. Бывают те, которые приходят, вообще не зная, что у нас такое делается. Но нужно сказать, что многие из них вливаются – и получаются великолепные бойцы, знающие, во что они вкладывают душу и силы. Мы очень ждём таких людей. В нашем кругу они найдут то, что многие ищут всю жизнь – достойный смысл жизни и боевое братство, настоящих, неподдельных друзей».
Олег Гончаренко