По гражданке, но с повязкой. Чем занимаются народные дружинники в Белгороде
О требованиях к кандидатам и полномочиях дружинников «Белгородским известиям» рассказал начальник муниципальной стражи Олег Берестнев
-
Статья
-
Статья
Ещё шесть лет назад власти Белгорода предложили горожанам поучаствовать в охране общественного порядка. Результат – своя добровольная народная дружина. В 2019 году в ней было 234 человека. Вместе с сотрудниками полиции они за прошлый год выявили 608 административных правонарушений и 10 преступлений, помогли обеспечить порядок на 256 городских мероприятиях.
Сейчас все добровольные народные дружины города объединили в одну.
— Олег Анатольевич, много ли желающих попасть в городскую добровольную народную дружину?
— Желающих много, и в основном это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Есть среди них и женщины. На сегодня у нас уже 90 кандидатов. Сейчас они проходят медкомиссию, которая из‑за ситуации с коронавирусом затянулась. Но стать народными дружинниками смогут только те, кто соответствует определённым критериям и прошёл проверку.
— Что это за критерии?
— В дружинники принимают только с 18 лет. Верхней границы по возрасту нет. Кандидаты должны иметь российское гражданство, пройти медкомиссию, предоставить справку об отсутствии судимостей и психических болезней.
— Чем же обязанности народных дружинников отличаются от обязанностей полицейских или тех же участковых уполномоченных?
— Народные дружинники – первые помощники полиции. Работают они только совместно с полицейскими: помогают обеспечивать общественный порядок на всех массовых городских мероприятиях, предупреждать и пресекать правонарушения, охраняют общественный порядок при возникновении чрезвычайных ситуаций и разъясняют людям нормы поведения в общественных местах. Ещё они могут охранять место происшествия и обеспечивать сохранность вещественных доказательств совершения правонарушения, чтобы впоследствии передать их сотрудникам полиции.
— С обязанностями разобрались. А что с правами? Может ли народный дружинник, например, попросить прохожего предъявить паспорт?
— Они имеют право потребовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные действия и даже в отдельных случаях при оказании содействия полиции применить физическую силу. Всё это прописано в Федеральном законе «О полиции». При этом народные дружинники вправе не исполнить свои обязанности, если считают, что это угрожает их жизни и здоровью.
— А как человек узнает, что перед ним народный дружинник? Формы ведь нет.
— Да, они одеты по гражданке. Но есть удостоверение, нарукавная повязка с надписью «Добровольная народная дружина», и ходят они всегда вместе с сотрудниками полиции.
— Они могут ещё где‑нибудь работать?
— Конечно. В дружинники люди идут по желанию, занимаются этим в свободное от работы время. В основном они заступают на службу по вечерам. И кстати, не обязательно только народный дружинник может оказать помощь полиции. Это может быть любой гражданин с активной жизненной позицией.
— А правда, что, несмотря на добровольные начала, работа в народной дружине оплачивается?
— Да, деятельность народной дружины финансируют из местного бюджета. Материальное поощрение дружинники получают раз в квартал. Право на него имеют те из них, кто за отчётный период отдежурил не менее пяти раз. При этом продолжительность дежурства должна быть не менее четырёх часов и не более восьми. Размер материального поощрения – 200 рублей за час.
Справка. Предшественниками добровольных народных дружин в СССР были так называемые КОПы – комиссии общественного порядка, которые с 1926 года стали появляться при промышленных предприятиях и различных городских учреждениях. Они боролись с хулиганством и пьянством. Спустя год, в 1927-м, добровольные помощники милиции появились и на селе. Их называли сельские исполнители. Они не только помогали милиционерам поддерживать правопорядок, но и следили за чистотой в населённых пунктах, за состоянием дорог, заботились о пострадавших от преступлений и даже получали и отправляли почту для своих сельсоветов.
С 1928 года на многих крупных предприятиях страны сформировались ячейки добровольных обществ содействия милиции (осодмил), которые затем преобразовались в бригады содействия милиции (бригадмил). Последние создавались уже при милицейских отделах.
А непосредственно добровольные народные дружины в Стране Советов появились лишь в середине 1950-х годов XX века. В 1960-х это движение стало массовым и всячески поддерживалось властями, а к началу 1970-х в стране насчитывалось уже около 100 тыс. добровольных народных дружин, в которых состояли более 6 млн человек. Их создавали на основе первичных комсомольских, партийных и профсоюзных отделений, которые были во всех советских учреждениях.
Группы дружинников с красными повязками на рукавах патрулировали улицы, прохаживались по периметру предприятий и следили за общественным порядком. Они имели право задерживать хулиганов и дебоширов и доставлять их в милицейские отделения. Эта общественная работа поощрялась дополнительными выходными и днями к отпуску.
С распадом СССР комсомольская организация канула в лету. Ушли в небытие и профсоюзы большинства предприятий вместе со своими общественными правоохранительными организациями – добровольными народными дружинами. Движение не исчезло полностью – и в российских городах, и в некоторых бывших союзных республиках в том или ином виде продолжали действовать малочисленные добровольные народные дружины. Начало массовому возрождению движения в России положил принятый в 2014 году Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Подготовила Тамара Акиньшина