У страха глаза велики
Такие сообщения сразу же вызывают у людей панику. Дети названивают родителям, родители – детям. Папы-мамы, дедушки-бабушки начинают неусыпно следить за чадами и никуда их не пускать, подливая тем самым масло в огонь. При этом взрослые часто считают своим долгом поделиться страшилкой со своими знакомыми и незнакомыми, лично или через соцсети. И просят о максимальном репосте.
В 1990-е белгородцев пугали иголками, которыми якобы специально колют здоровых людей, чтобы те заразились СПИДом, бабкой, торгующей человеческим мясом. Ходили легенды о машинах с иностранными номерами, на которых разъезжали похитители детей. В начале 2000-х народ боялся скинхедов, будто бы вешающих людей на деревьях. А уж сколько было предупреждений о конце света – не счесть!
С годами слухи становились жёстче. То вокруг детских садов раскладывают отравленные игрушки. То в школах старшеклассники распространяют жвачку с наркотиками. То появилась группа педофилов-убийц. А совсем недавно по родительским чатам и соцсетям гуляла история про тётеньку с фотоаппаратом, которая заманивает детей возле школы в какую‑то машину, а потом находят этих детей без органов и с деньгами в руках. И даже двух таких несчастных девочек якобы нашли под Белгородом…
Некоторые подобные истории есть не что иное как гиперболизация реальных событий. Так, в прошлом году в Белгородской области в соцсетях с ужасающей скоростью распространялись слухи о маньяке с ножом, убивающем на остановках.
«Очевидцы» писали, что городские больницы и морги переполнены людьми с ножевыми ранениями, а неуловимый маньяк режет всех без разбору и остаётся безнаказанным. Между тем «БелПрессе» в полиции расъяснили, откуда появился этот слух: муж недалеко от автобусной остановки ударил ножом знакомого своей жены. Скоро история обросла кровавыми подробностями, и обычный ревнивец превратился в маньяка.
Чёрные властелины и коммерческие атаки
Профессор, научный сотрудник шведского Центра российских и евроазиатских исследований университета Уппсалы Грег Саймонс рассказал «БелПрессе», что за созданием городских страшилок, могут скрываться чьи‑то личные или профессиональные интересы:
«Если говорить о личных целях, то некоторым нравится показывать людям, что они беззащитны, и этим демонстрировать свою власть над ними, выступать в роли «чёрных властелинов» и упиваться страхом, который посеяли. Среди профессиональных целей создания страшилок может быть желание испортить репутацию конкретного человека либо компании. И социальные сети идеальны для этого: интернет анонимен, люди чувствуют, что ни за что не отвечают».
В пример он приводит распространённое в Швеции анонимное сообщение, о том, что крупный банк вот-вот станет банкротом. Слух через соцсети намеренно распространили в выходной – ни журналисты, ни вкладчики не могли получить комментарий. Люди в панике бросились снимать деньги, и банковский счёт практически обнулился. Банку пришлось вводить ограничение на разовое снятие денег, вмешалось правительство.
«Это был результат осознанной атаки в коммерческих целях: банку был нанесён значительный урон», – замечает Саймонс.
— Грег, последнее время почти все страшилки – о детях. Из истории в историю переходят рассказы о распространении наркотиков, вырезании органов, похищении… И очень часто говорится о бездействии правоохранительных органов. Как считаете, в чём причина всего этого?
— Самое эффективное – использовать для пробуждения страхов детей. Потому что дети имеют наиболее высокую ценность в сознании человека и вызывают наибольшие эмоции. Потому рациональное в человеке может отключаться. Возможно, цель этих историй – посеять эмоциональную панику и получать удовольствие от эмоциональной власти. С помощью таких страшилок кто‑то пытается пробудить в людях ощущение небезопасности жизни. И показать, что институты власти неэффективны.
— У вас в Швеции есть подобные страшилки?
—У нас самые страшные фейковые истории приходят не из социальных сетей, а из мейнстримовой шведской прессы. К примеру, последнее Евровидение проходило в Азербайджане. И у шведской съёмочной группы упала телевышка. Сразу же шведский «эксперт» сказал, что это Россия свалила вышку из‑за того, что проиграла евровидение в Швеции.
Почему люди верят в страшилки и как бороться со страхами
Страх – одна из базовых эмоций, одно из проявлений инстинкта самосохранения, поясняет доцент факультета психологии БелГУ Алексей Ковтуненко:
«Он помогает вырабатывать правильную форму поведения, позволяющую выжить человеческому организму, мобилизует все скрытые резервы, делая человека быстрее, сильнее, выносливее».
Однако предпринимаемые действия зависят от самого человека. Поэтому одним страх даёт силы решать проблему, другим – мешает.
«Если у зверей страх проявляется только в условиях реальной опасности, то у человека, благодаря второй сигнальной системе, речь и аудиовосприятие имеют такое же значение для проявления страха. И рассказа либо сообщения в социальной сети вполне хватает, чтобы испугаться», – отмечает психолог.
По мнению Алексея Юрьевича, к проявлению страхов более склонны люди, которые имеют определённые свойства нервной системы. В основном это холерики и меланхолики. Чаще – женщины. Менее подвержены страхам сангвиники.
Алексей Ковтуненко считает, что главное средство от страха – посмотреть ему в глаза.
«Узнайте как можно больше правдивой информации. Если вы боитесь иголок со СПИДом, прочитайте об этой болезни и о том, как она распространяется. Боитесь наркозависимости – узнайте всё о ней. Если вы боитесь маньяков, пойдите на курсы самозащиты. И там, на практике, будут проиграны приёмы самообороны. Таким образом вы выработаете продуктивную стратегию поведения – страх не проявится, если она сформирована в ситуации, его порождающей».
Как правильно реагировать на страшилки, рассказывает начальник пресс-службы УМВД России по Белгородской области Алексей Гончарук:
«Во‑первых, любую информацию, поступающую из соцсетей либо других неофициальных источников, всегда следует рассматривать критически. Ведь фейковую информацию могут пользовать в своих целях мошенники. Во‑вторых, никогда не верьте, что от вас якобы что‑то скрывают официальные представители власти. О пропаже детей либо появлении маньяка полицейские сообщают сразу же. Нет смысла это скрывать. Наоборот: чем больше народу знает о подобных преступлениях, тем выше шанс их скорейшего раскрытия. В‑третьих, для получения информации пользуйтесь официальными источниками».
В любом случае не следует действовать сгоряча, поддаваться всеобщей панике и тем более распространять непроверенную информацию. Нужно проанализировать ситуацию, трезво оценить её и принимать только обдуманные решения.