Разве мины времён войны так часто встречаются?
В Белгородской области – да. Осторожнее всех нужно быть жителям Белгородского, Яковлевского и Прохоровского районов, где проходили наиболее ожесточённые бои.
С первого в этом году выезда – 6 марта – отделение взрывотехнических и кинологических работ поисково-спасательной службы по Белгородской области отработало уже около 150 заявок. 20 апреля в селе Быковка Яковлевского района выкопали самый большой в этом сезоне арсенал – 189 боеприпасов. А ехали, как обычно, за одним.
«Только в этом году уничтожили 1 503 единицы. Из них 11 авиабомб. Две немецкие по 250 кг, у каждой разлёт осколков 1 200 метров. Таких больших советских мы не находили – наши были 100, 50 кг и семь по 10 кг», – рассказал «БелПрессе» начальник отделения Александр Матушкин.
Где обычно находят снаряды?
И в поле, и в огороде, и под домами. В апреле и мае, во время полевых работ, число вызовов возрастает. Железо, которое лежит в земле, со временем выходит наверх, и тракторы его выпахивают.
«В 2007-м в Ясных Зорях убирали свёклу. Уборочная машина зацепила 50-миллиметровую миномётную мину, потащила по конвейеру и загрузила в аппарат, который отрезает ботву. Аппарат ей «голову» срубил, и она взорвалась. Удар пришёлся на головную часть боеприпаса. Тракторист спасся чудом, – рассказал Александр. – Бомбы уходят глубоко. 100-килограммовую достали с глубины трёх метров. Человек копал под фундамент, обнаружил. Мы часа три её выкапывали. Потом отвезли на полигон и уничтожили. Одну 250-килограммовую бомбу нашли во время разрушения старого здания. Её заметил бульдозерист, когда снимал грунт».
Какие боеприпасы наиболее опасны?
Артиллерийские снаряды. Страшнее всего те, которые прошли через ствол при выстреле, то есть готовы взорваться. Определить их можно по характерным бороздам на пояске из мягкого металла. Трогать их нельзя.
Авиабомбы. Чрезвычайно опасны, если были сброшены и по какой‑то причине не взорвались. Речь идёт и о кассетных бомбах, из которых на 300–500 м разлетаются маленькие взрывные элементы. По виду они напоминают миномётные мины и уже стоят на боевом взводе. Тронешь ногой – взрыв.
Гранаты. Когда со временем сгнивает чека, механизм взрывателя переходит в свободное положение и может рвануть при любой встряске.
Многие из таких боеприпасов перемещать вообще нельзя: их уничтожают на месте.
«Самые опасные – те, которые ты не знаешь. Немцы много экспериментировали с оружием. Ставили мины на неизвлекаемость, – добавил Александр Матушкин. – Или возьмём бронебойный снаряд с взрывателем МД-5. У него нет никакого предохранителя. Люди находят его, пытаются выкрутить, он срабатывает, калечит или убивает».
Что делать, если нашёл боеприпас?
Нужно немедленно прекратить все земельно-строительные работы, огородить место находки и сообщить в полицию.
«По боеприпасам мы не работаем самостоятельно. Полиция должна приехать, посмотреть и подтвердить подозрения, а потом вызвать нас. Они, бывает, тоже ошибаются: пока не выкопаешь – не увидишь, что там. Приезжаешь, а там кусок трубы. Но даже если вы увидели предмет, внешне похожий на взрывоопасный, – звоните, – объяснил Матушкин. – Есть бабушки, которые войну пережили. Они могут вспомнить, что туда‑то упала бомба и не взорвалась. Проверяем и ничего не находим. Но ни один вызов не пропускаем, выезжаем всегда».
Можно обезвредить боеприпас самому?
«Разбирать снаряд – непростительная ошибка. Многие думают: прошло столько времени – и он не взорвётся, – предупреждает Матушкин. – Всё, где есть взрывчатое вещество, считается опасным. Даже во взрывателе его хоть и мало, но достаточно, чтобы оторвать пальцы».
Ни в коем случае нельзя бросать найденный боеприпас в костёр, отбежать подальше и ждать взрыва. Неизвестна сила взрыва и радиус разлёта осколков – импровизированное укрытие может не спасти. К тому же, к костру может выйти другой человек.
А нельзя просто закопать снаряд обратно?
Нет. Срок годности взрывчатки – около двух лет, но она работает и через 74 года, если внутрь боеприпаса не попала вода. Оболочка снаряда сохраняется в меловых, глиняных и болотистых местностях – там, где меньше всего доступ кислорода. Если достать снаряд из болота, он будет как новый.
«Их надо извлекать. Они не сгниют в ближайшие десятилетия – железо толстое. Боеприпасы Великой Отечественной взрываются очень хорошо. Есть вероятность взорваться на огороде, если зацепили снаряд, который прошёл канал ствола, или попали по взрывателю», – дополнил Александр Матушкин.
Можно ли как‑то проверить, есть ли на участке мины?
Да. Взрывотехники могут обследовать огород и двор и дать гарантию, что на глубине до двух метров боеприпасов не будет. Стоимость этой услуги зависит от грунта, глубины залегания взрывоопасных предметов и калибра обнаруженных боеприпасов.
Александр Куликов