Так получилось, что разговор о его биографии переходит к поведению водителей на дорогах: уже в самом начале ночного рейда по выявлению нетрезвых за рулём внимание полицейских привлекает «шестёрка». Её водитель пытается удрать, но патрульные быстро его догоняют.
Пьяный водитель
За рулём – 20-летний парень. Он пьян. Заплетающимся языком требует объяснить причину остановки. Старший лейтенант Захаров сообщает о рейде и просит предъявить документы.
— А чего ради я документы свои предъявлять буду?! – возмущается лихач.
— Если вы не выполните законные требования сотрудника полиции, – спокойно отвечает Захаров, – то мы будем вынуждены вас задержать и доставить в отдел полиции. И тогда вы понесёте наказание не только за вождение в состоянии опьянения, но и за невыполнение законных требований представителя власти.
Водитель замолкает, и полицейский начинает оформлять протокол.
Все процессуальные действия происходят в присутствии понятых: двое парней с осуждением смотрят на пьяного водителя. В трубочку нарушитель дышать не соглашается и подписывает отказ. Однако это не спасает его от ответственности: за отказ от медицинского освидетельствования (ст. 12.26 КоАП РФ) предусмотрено наказание, аналогичное вождению в пьяном виде. То есть лишение прав на срок до двух лет и штраф 30 тыс. рублей.
Приезжает эвакуатор, чтобы отвезти авто на штрафстоянку. Задержанный водитель – в крик:
— Это моя машина! Какое право вы имеете её забирать?!
— Мы действуем строго в рамках закона, – всё так же спокойно объясняет старший инспектор Захаров. – Если вы не согласны с нашими действиями, то имеете право обжаловать их в вышестоящих инстанциях. А если окажете сопротивление, то будем вынуждены вас задержать.
В итоге эвакуатор увозит «шестёрку», а её водитель, став пешеходом, нетвёрдой походкой отправляется домой.
Напарник в больнице
Только оформили этого пьяного водителя, как вызывают на помощь другому наряду. Те задержали ещё одного лихача: он рассекал по ночному городу на дорогой иномарке.
— И часто водители агрессию проявляют?
— Часто, – отвечает Захаров. – Мой постоянный напарник сейчас в больнице – его автоледи чуть не угробила.
И полицейский рассказывает, как во время очередного дежурства они остановили 51-летнюю женщину на дорогом авто:
«За правонарушение составили на неё административный материал. Всё было сделано под видеокамеру, в рамках закона. Общались с ней вежливо. Она заявила, что будет жаловаться. И тут же стала звонить по телефону доверия. Мы, как того требует инструкция, вызвали командира взвода. Женщина немного подождала и поехала. Мало того что не пристегнулась перед началом движения, так ещё и по телефону разговаривала. Будто назло. Естественно, мы её вновь остановили. Напарник попросил у неё документы для составления протокола. Стекло было наполовину опущено, инспектор протянул руку за документами, а женщина поехала. И потащила моего напарника за машиной… Прямо с дежурства попал в больницу».
Четыре нападения
Рейд продолжается. Инспекторы разделились и выполняют сплошную проверку машин. Взмах жезлом. Взметнувшаяся к фуражке рука. И фраза: «Старший лейтенант Захаров. Ваши документы, пожалуйста!» Раз за разом. Всю ночь.
Он мастер спорта по кикбоксингу и кандидат в мастера спорта по боксу. И характер свой, целеустремлённый и бескомпромиссный, старший лейтенант выковал на боксёрском ринге.
«Мне нравится моя работа. Хотя уходишь на работу как на войну. Сегодня водители очень агрессивные. Особенно если нетрезвые. Иногда приходится применять спортивные навыки», – признаётся Александр.
В паузах расспрашиваю Александра об агрессивном поведении водителей.
«Да на каждом дежурстве мне грозят увольнением, – спокойно говорит Захаров. – Оскорбляют. Четыре раза нападали, пытались избить».
И вспоминает прошлогодний случай:
«21 октября в районе ботанического сада на кольце я нёс службу. Ко мне подошёл мужчина. За год до этого я его наказывал за административные правонарушения. И вот он остановился с другой стороны дороги. Пересёк проезжую часть в неположенном месте. Подошёл ко мне и начал оскорблять. На законное требование в присутствии свидетелей предъявить документы и пройти в служебный автомобиль для составления протокола не реагировал. А потом ударил в лицо. Разбил нос и губу. После чего попытался убежать. Когда мы с напарником его повалили – начал драться, оторвал мне и напарнику погоны. Свидетели ему кричали: «Ты что делаешь? Тебя ведь никто не трогал!» По этому факту возбуждено уголовное дело».
С толковым словарём
После беседы с очередным хамоватым водителем спрашиваю полицейского:
— Как думаете, почему некоторые водители так себя ведут?
— Считаю, что во многом виноват Интернет. Люди видят в роликах, которые там выложены, как водители по‑хамски разговаривают с инспекторами, и считают, что это норма. Приходится потом им объяснять, как полагается вести себя с сотрудниками полиции. До многих доходит, конечно. Но времени и сил на это тратится огромное количество. Я, к примеру, для особо непонятливых водителей даже распечатку из толкового словаря русского языка с собой ношу.
— Это для чего? – удивляюсь я.
— В пункте 2.1.1 ПДД сказано, что водитель должен передать документы сотруднику полиции. Многие Интернета насмотрятся и считают, что достаточно показать документы через стекло. Я дома сделал распечатку из толкового словаря о значении слова «передать» – это вручить, отдать кому‑нибудь из рук в руки. Предлагаю водителям прочитать эту распечатку. Они к такому не готовы, теряются и после прочтения документы отдают.
— Александр, вы всё происходящее снимаете на видеокамеру. Для чего?
— На нас жалуются, а видео помогает доказывать правомерность наших действий. И многие нарушители, увидев камеру, становятся тише, перестают оскорблять.
— Водители вас тоже снимают и выкладывают ролики в Интернет. Как к этому относитесь?
— Первый раз, когда увидел себя в Интернете, было неприятно. Сейчас спокойно отношусь. Я знаю, что действую в рамках закона. И говорю: спасибо, что снимаете, это видео будет подтверждать законность моих действий. И сказать, что чего‑то не было, вы уже не сможете. Даже случай был, когда водитель выложил видео беседы со мной в Интернет и пошёл в суд обжаловать мои действия. Судья посмотрел видео и говорит: инспектор вам всё объяснил и действовал в рамках закона. И суд стал на мою сторону.
— После таких стрессов нужна разрядка. Как вы отдыхаете?
— Занимаюсь спортом. А дома меня ожидают любящие люди – жена Аня и сын Миша. Ему уже год и два месяца. А жена сама работает в полиции и меня прекрасно понимает.