Единый круглосуточный номер 112 для вызова экстренных оперативных служб работает в регионе несколько лет. Спасатели обещают, что с внедрением единого центра обработки повысится эффективность оказания помощи в экстренных ситуациях.
«Раньше, когда человек звонил по номеру 112, например из-за того, что случился пожар, диспетчер по очереди перезванивал пожарным, в полицию, скорую, газовикам, энергетикам, и, пока со всеми пообщался, уходило время. Сейчас диспетчер после звонка нажимает кнопку и отправляет сигнал сразу всем службам. Скорость реагирования увеличивается в два раза», – пояснил начальник отдела информационных технологий автоматизированной системы управления и связи ГУ МЧС России по Белгородской области Леонид Пилипенко.
Пока к центру подключены звонки из 11 муниципалитетов: Белгорода, Старооскольского и Губкинского городских округов, Белгородского, Алексеевского, Валуйского, Красненского, Краснояружского, Новооскольского, Прохоровского и Шебекинского районов. До июля присоединят ещё шесть районов. А на полную мощность центр заработает в конце 2016 – начале 2017 года.
Сейчас полномасштабно система 112 действует лишь в Курской области и Татарстане. В этом году центры обработки вызовов экстренных служб появятся ещё в нескольких российских регионах.
В Белгородской области на номер 112 сейчас можно звонить только с мобильных телефонов, но в этом году появится возможность сообщать о ЧП и со стационарных. Хотя, по словам Леонида Пилипенко, с городских телефонов поступает максимум 5 % обращений. Всего за сутки на 112 звонят до 5 тыс. абонентов.
Одновременно в центре работают 11 человек. Диспетчер после круглосуточного дежурства отдыхает четверо суток. В штате есть психолог, а в перспективе появится переводчик для обработки звонков от иностранцев. Пока таких случаев в практике не было.
Губернатор Евгений Савченко, сегодня посетивший новый объект, призвал рассмотреть возможность централизации всех служб в одном месте:
«В идеале у нас должен быть какой-то один кол-центр, в котором были бы представлены все смежные службы. А сегодня у нас ведомственная разобщённость. Да, это хорошо, но мы должны учитывать несколько факторов: оптимизацию, оперативность и как для человека удобно. Он должен знать один номер. Нужно изучить лучшие практики в стране и мире. Это глобальная задача».
Однако пока возникают сложности с газовиками и энергетиками, у которых есть собственные кол-центры и своя специфика работы. Из общего количества звонков в газовую службу на номер 112 поступает только 5–10 %. А горячая линия энергетиков, создававшаяся пять лет назад, обслуживает сегодня жителей 11 регионов, входящих в МРСК Центра.
«Когда идут веерные отключения электроэнергии, как правило, потребитель не дозванивается, поэтому считаю уместным проработать вариант интеграции, чтобы звонки переключались на номер 112», – предложил начальник ГУ МЧС России по Белгородской области Сергей Потапов.
По соседству с Центром обработки вызовов в Северном располагаются поисково-спасательная служба области, открытая в 2012 году, и пожарная часть. Губернатор предложил построить рядом и вытрезвитель, поручив проработать этот вопрос главному спасателю Сергею Потапову и секретарю областного Совбеза Олегу Мантулину.
Сергей Белых