Десять лет служил в спецназе, выезжал в командировки на Северный Кавказ. А 13 лет назад после тяжёлого ранения врачи сообщили Николаю Викторовичу, что он останется инвалидом. Однако Смоляков не сдался. Стал активно заниматься и скоро не только восстановился, но и вернулся в строй. Продолжил карьеру, отучился в академии. А в 2010 году был назначен начальником ГИБДД УМВД России по Белгородской области.
Чуть не списанный врачами подчистую, Смоляков в этом году стал лучшим бомбардиром XV турнира по футболу памяти Льва Яшина. С несгибаемым полицейским мы встретились в канун Дня сотрудника органов внутренних дел.
К мечте
Родился Николай Смоляков в 1972 году в селе Теребрино Краснояружского района. Кроме Николая, в семье росли ещё два брата и сестра. В скором времени многодетная семья перебралась в Белгород, Николай окончил среднюю школу № 10. Затем ушёл в армию. Служил в Германии. А уволившись в запас, стал осуществлять свою мечту – служить в спецназе.
Вначале устроился младшим оперуполномоченным в уголовный розыск. Однако, чтобы перейти на работу в ОМОН, нужно было служить в патрульно-постовой службе. Молодой милиционер перешёл в ППС и уже менее чем через год попал в третью роту спецназначения ППС, ставшую вскоре отрядом милиции особого назначения. Там Николай Викторович и прослужил десять лет, пройдя путь от рядового бойца до заместителя командира отряда.
Война
– Николай Викторович, что вспоминается о службе в ОМОНе?
– Прекрасный коллектив. Мужские отношения. Чувство поддержки. Плечо товарища. Во многих ситуациях без такого сплочённого коллектива, может, и не выдержали бы. Мы до сих пор поддерживаем прекрасные отношения. Захожу в отряд, хоть и редко получается, но не упускаю возможность. Это часть жизни. И всегда болезненно переживаю за неудачи и радуюсь успехам нашего ОМОНа.
– Сколько командировок было в горячие точки и какая была первой?
– Десять командировок. Первая – январь 1995-го, штурм Грозного. 13 января мы уехали. Воробьёв, Егоров, Никитенко, Чаплыгин, Мищенко. Старшим был Солоров Юрий Владимирович – первый командир ОМОНа. Для нас это был неоценимый опыт. Мы первый раз поехали, и сразу на войну. Хотя нам вначале объясняли, что мы едем охранять газопровод. Но когда в Новочеркасске стали вооружать гранатомётами и добавлять боекомплект, мы поняли, что явно не газопровод охранять едем. Но пока не попали в руины…
Помнится только хорошее
Смоляков ненадолго замолкает, а после говорит быстро, как о много раз передуманном:
– В принципе, тактически и физически мы были готовы. Единственное – ни у кого из нас не было тогда боевого опыта. Приходилось учиться на ходу. В том числе на собственных ошибках.
– Что больше всего запомнилось?
– Со временем помнится только хорошее. Запомнилось отношение каждого к этой ситуации. Могли плохо жить, неустроенно, но старались не унывать никогда.
– Из мирного Белгорода вдруг оказаться на настоящей войне. Страшно было?
– Конечно, страха было много. Вряд ли кто-то будет скрывать, что не было страшно. Вплоть до таких мыслей: «Всё! Если выживу – сюда больше ни ногой!» Но подходило время следующей командировки, опять все собирались и ехали.
– Каждый период жизни чему-то учит. Чему научила вас война?
– Научила тому, что в любое трудное для страны время должны быть люди, которые смогут её защитить. И всегда эти люди есть, как бы плохо стране ни жилось. И я благодарен судьбе, что она свела меня с такими людьми. Ведь нам тогда не платили зарплат каких-то больших. За совесть мы работали. И были люди настоящие в ОМОНе, СОБРе, спецназе УФСИН, среди солдат. Много хороших людей мы встречали. Со многими до сих пор дружим.
Не привык сдаваться
После первой чеченской кампании была вторая. И опять Смоляков ездил в командировки. Опять бои и спецоперации. Но об этом Николай Викторович рассказывает очень скупо. Больше отшучивается, что было так много всего, что и не упомнишь. О его боевом пути красноречиво говорят лишь ордена и медали, ранения и контузии. Но о последнем ранении всё-таки рассказал. Правда, всё так же скупо:
– Самым опасным был для меня бой под Октябрьским. После зачистки мы попали в засаду. Это было 25 марта 2002 года. При проверке паспортного режима сотрудники милиции и внутренних войск нарвались на боевиков. Погиб боец. Мы срочно выехали на помощь. Пока зачищали да задерживали подозреваемых, прошло время. А когда выехали из посёлка – нам устроили засаду. Как раз напротив нашего БТРа подорвали фугас. Много ребят раненых было. И начали нас обстреливать. Мы отбились. Потом нас эвакуировали.
– Вы тогда получили сильные ранения?
– Тогда, – кивает полковник, – мне чуть не оторвало два пальца. Рука и плечо левые все были посечены осколками. Пулевое ранение в ногу. Пока бой шёл, крови много потерял. Ну, так ничего вроде. Правда, в правой ноге осколок так и не смогли удалить. А врач, который делал операцию, сказал: «Всё, ты отвоевался! Хромать и ходить с палочкой!» А я не хромаю. Ещё и играю в футбол и хоккей. Осколок, видимо, меня только мобилизовал, потому что играть в футбол лучше стал и забивать голов больше.
– Что помогло восстановиться?
– Я сдаваться не привык, – улыбнулся Смоляков.
О работе
– Расскажите о своей работе в Госавтоинспекции.
– Тяжёлая, очень сложная работа. Особенно в моральном плане. Напрямую сталкиваешься с тем, что от твоих решений и мер зависят жизни людей. Особенно переживаешь, когда страдают дети. И когда происходит очередное ДТП, всегда оцениваешь для себя: можно ли было хоть что-то сделать, чтобы предотвратить такие последствия? Каждое утро у нас начинается с разбора каждой аварии. Посмотреть, что можно было сделать по состоянию уличных дорог. Или по транспорту. Или по водителю, если он до этого неоднократно привлекался за нарушения. Могли спрофилактировать или нет. И бывают моменты, когда думаешь: что-то мог бы ещё сделать, но не успел, или законодательная база не позволила. Ставим перед собой определённые цели. Не всегда удаётся их достигать. Но с учётом того, что аварийность в нашем регионе ниже, чем по стране, и что она пусть не так быстро, но уменьшается, чего-то, наверное, мы сумели достигнуть.
Об увлечениях
– Откуда такое увлечение футболом?
– Из детства. Все во дворах гоняли. Гоняли и мы до полуночи, пока родители домой не затащат. В армии играл и за полк, и за дивизию. Здесь похуже было со временем, но играли мы и в ОМОНе в футбол. Команда была прекрасная. Побеждали в турнирах УВД неоднократно. И за академию играл. И за «Динамо». Сейчас я игрок сборной МВД по ветеранам. В том году третье место заняли. Футбол – это страсть моя. В УГИБДД прекрасную команду создал. В области все турниры мы выиграли.
– Какая у вас любимая футбольная команда?
– У меня две любимые команды. «Динамо», потому что сам динамовец. И с детства болею за «Спартак».
– Ещё и хоккеем увлекаетесь?
– Друзья втянули. Последний раз стоял на коньках лет в 14. Но с мая в УМВД организовали команду, и мы потихонечку возвращаем все навыки. Баталии идут уже нешуточные. Хоккей – хорошая игра.
– Какими ещё видами спорта увлекаетесь?
– Ну, ежедневные подтягивания, отжимания, кроссы и водные процедуры за спорт не считаю. Это уже образ жизни, наверное. Купаюсь круглый год в источнике. В полиции без хорошей физической формы, тем более на руководящей должности, делать нечего. Большой объём задач, и потому хорошо выполнять свою работу не получится. Тем более у нас начальник УМВД, Виктор Николаевич Пестерев, в прекрасной физической форме. Приходится соответствовать.
О семье и не только
– Расскажите о своей семье…
– Женат. Сын Никита – курсант первого курса Белгородского юридического института. Жена Наталья, домохозяйка. Занималась сыном, хозяйством. Тем более я в постоянных командировках, сами понимаете, не всегда удавалось заниматься сыном.
– С женой как познакомились?
– Встретились в одной компании. Познакомились. Недолго повстречались, и я ей предложил выйти замуж.
– То есть и здесь всё было стремительно?
– А что время тянуть? В жизни вообще отведено человеку мало времени. И если много сомневаться, то можно и не успеть ничего.
– У сына чей характер?
– Наверное, мой. Он очень упрямый.
– А жена? Кто в семье главный?
– Жена вроде мягкая, но умеет провести свою линию, – смеётся полковник. – Знаете, как в рекламе: «К маме, значит к маме!» Все упрямые в семье. Но как-то уживаемся вместе. Находим общий язык.
– Вы верующий?
– Да. Я думаю, что без поддержки Всевышнего многое бы не случилось или было не так.
– Что любите в кулинарии?
– Есть приходилось всё, что более-менее соответствовало понятию еды. Мясо люблю. Овощи. Но вообще непривередливый.
– Что любите?
– Активный образ жизни. Работу люблю. Семью свою люблю.
– Что касается активного образа жизни. Как успеваете всё?
– Чтобы успеть сделать все физические упражнения и окунуться, встаю в шесть утра. В хоккей мы играем в обеденный перерыв. У нас есть час. Этот час мы и играем. Остальной хоккей мы играем в 21:30 и в 22:00. То есть это ночная хоккейная лига. В футбол удаётся играть только в своё личное время по выходным.