Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:

Посвящением Антону Павловичу Чехову «БелПресса» открывает новый мультимедийный проект

«Не люблю я зимы и не верю тому, кто говорит, что любит её…» – писал Чехов («Цветы запоздалые»). Тем временем «Год литературы», новый проект-посвящение «БелПрессы», начинается зимой. В год, который в России официально объявлен Годом литературы. И начинается с Чехова – в день, когда исполняется 155 лет со дня рождения гения.

Звучащие тексты

Мы находимся в доме с мезонином – в одном из выставочных залов Литературного музея Белгорода, где сейчас экспонируют передвижную выставку «А. П. Чехов. Линия жизни». Первый герой «Года Литературы» – Николай Щебеньков. Актёр и художник-постановщик Белгородского государственного театра кукол исполнил роль Ивана Васильевича Ломова в спектакле «Предложение», который по одноимённой чеховской пьесе-шутке в Белгороде поставил Григорий Гольдман. Сегодня он вспоминает один из монологов своего персонажа.

Фрагмент из водевиля «Предложение». Видео Вадима Заблоцкого

Чехов театральный

Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать,

писал Чехов беллетристу Александру Лазареву-Грузинскому.

 

Или говаривал актёрам на репетиции «Чайки» в Александрийском театре:

Не надо так много играть, не надо совсем играть, надо так, как в жизни.

 

«Первая любовь Художественного театра», любовь Станиславского, Чехов-драматург до сих пор один из самых, если не самый, театральных авторов России и мира. Если обратиться к белгородской афише, то можно обнаружить, что в репертуаре драматического театра идёт «Вишнёвый сад» (премьера – сентябрь 2010-го), а на подмостках театра кукол – «Предложение» (премьера – ноябрь 2011-го).

Фрагмент из спектакля «Предложение». Из архива Белгородского театра кукол

Фрагмент из спектакля «Вишнёвый сад». Из архива БГАДТ им. М. С. Щепкина

На показ «Вишнёвого сада» БГАДТ имени М. С. Щепкина приглашает 6 февраля в 18:00. Напомним, что режиссёр спектакля – народный артист России Борис Морозов, а художник-постановщик – народный художник СССР, лауреат Госпремии СССР, легендарный Иосиф Сумбаташвили.

Восстанавливаем контекстЪ

Наверняка вы не раз слышали это прочно вошедшее в нашу культуру выражение. Возможно, многим из вас известно, что его автор – Чехов. Но совсем не многие знают, при каких обстоятельствах Антон Павлович его произнёс, кому адресовал.

7 января, 1889-й, Чехов пишет своему издателю и журналисту Алексею Сергеевичу Суворину:

Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая.

Книжная полка

Сегодня на нашей «Книжной полке» – редкие издания сочинений Чехова. Чтобы узнать о них, мы встретились с Татьяной Догадиной, главным библиотекарем отдела хранения основного фонда Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. В коллекции фонда более двух десятков «чеховских» изданий – литература его и о нём. И в первую очередь Татьяна Михайловна рассказала о самом старинном из них – сборнике «Детвора» (1890).

Редкие книги Чехова в БГУНБ. Видео Наталии Козловой

За «Детвору», которая разошлась тиражом 5 тыс. экземпляров, прижимистый Суворин заплатил Чехову не так много – 100 рублей. Но всё же именно он был первым издателем произведений Антона Павловича.

После Суворина Чехов заключил договор с Адольфом Марксом, чья издательская фирма пользовалась огромным авторитетом. К писателю пришли большие тиражи и хорошие гонорары. В 1870-ом Маркс начал выпускать иллюстрированный журнал для семейного чтения «Нива» и, желая увеличить и без того огромную популярность еженедельника, придумал к нему бесплатное приложение, где публиковал сочинения русских и зарубежных писателей. И в 1903-ом в свет вышло первое собрание сочинений Чехова. Некоторыми его томами располагает БГУНБ.

Среди прочих книжных раритетов – и издания-малютки. «Медведь» (2002) – особенное. Написанный Чеховым за один вечер, этот водевиль издательство «ЯникО» воплотило в книге размером с ладошку (40×57 мм). Ценен и её переплёт – он ручной работы.

Что касается литературоведческих изданий, то никак не пройти мимо крупноформатной книги «Чехов и Художественный театр» (начало XX века). Портреты Антона Павловича, режиссёров, актёров, сцены из спектаклей по чеховским пьесам... – она прекрасно иллюстрирована. Вступительную статью к ней написал легенда русского театра Владимир Немирович-Данченко, где вспоминает работу Чехова над «Чайкой», «Дядей Ваней», «Тремя сёстрами», триумфы и провалы писателя.

Чехов и край Б.

В Белгороде улица Чехова появилась в 1951 году: так её назвали по решению горисполкома от 14 февраля. Попасть на неё можно с довольно людной улицы Садовой, свернув от городской налоговой инспекции.

  • Улица Чехова в Белгороде.

  • Улица Чехова в Белгороде.

  • Улица Чехова в Белгороде.

Сегодня на улице протяжённостью около 600 м находится несколько многоэтажных домов (в основном советской постройки), постепенно сменяющихся частным сектором, управление Россельхознадзора и административные здания. Здесь же располагается известная многим белгородцам фотостудия Василия Кучмы «Точка».

Чехов довольно часто фигурирует в топонимике Белгородской области. Его фамилией названы 17 улиц и пять переулков: в Шебекино, Губкине, Старом Осколе, Бирюче, Валуйках, Строителе, Новом Осколе, Волоконовском и Борисовском районах.

Долгое время предки Антона Павловича жили совсем близко от белгородских границ – в селе Ольховатка Воронежской губернии (теперь это районный центр Воронежской области). Дед Егор Михайлович и отец писателя Павел работали на местном сахарном заводе. А в 1841-м семья покончила со своим крепостным состоянием – дед выкупил всех на волю. Понятно, что сам Чехов уже не жил в этих краях. Но спустя годы по дороге в свои южные обители, Таганрог, Ялту, писатель нет-нет да должен был проезжать мимо Белгорода. Что, собственно, подтверждают его письма сестре, жене и матери (1887-го, 1902-го и 1903-го).

Всплыл и вот какой любопытный факт: малоизвестная художница Мария Дроздова, что была приятельницей Марии Чеховой, писала Антону Павловичу:

С 12 июня я опять в триклятом Белгороде...


Квартировала Дроздова между тем в доме Анцырева на улице Смоленской, 41 (ныне это проспект Славы). В книге «Пройдёмся по старому Белгороду» краеведа Александра Крупенкова находим, что это был постоялый двор купца Александра Анцырева, бывшего председателем городской управы. В 1989-м здание снесли.

  • Дом Анцырева.

  • Дом Анцырева в 1980-е годы.

  • Дом Анцырева.

  • Снос дома Анцырева в 1989 году.

Марки Чехова и Чехов на марках

В кругах филателистов знают: Чехов марки любил. Страны Западной Европы, США, Канада, Латинская Америка, регионы Востока, юго-восточной Азии и, разумеется, Российской империи... – откуда только писем Антон Павлович ни получал! И, будучи человеком любознательным, сохранял и конверты, в которых они приходили, и их марки. Марки особо его интересовали. Он и друзей просил собирать их для него, и сам покупал в путешествиях. После Чехова остались 30 упаковок и 142 разрозненные марки. Чтобы хотя бы примерно представлять, насколько это много: в трёх упаковках обнаружили более 1,5 тыс. марок.

Интересно, мог ли Чехов подумать, что спустя годы марку украсит его собственное изображение?

размышляет вслух белгородский филателист  Павел Лозовой.


Пинцетом он аккуратно раскладывает «чеховские» марки на столе и рассказывает нам историю их выпусков.

Так, первые марки с портретами Антона Павловича появились в феврале 1940-го. Серию – 4 штуки – посвятили 80-летию со дня рождения писателя. К слову, портреты, которые для них использовали, сделал наш земляк – фотограф Алексей Иваницкий. С его же снимков воспроизведены две марки серии к столетию.

В 1954-м выпустят бутылочно-зелёную марку с крымским пейзажем «50 лет со дня смерти Чехова». Пройдёт ещё четыре года – и Чехова представят в серии «Писатели нашей Родины». Здесь его портрет совмещён с иллюстрацией Кукрыниксов к рассказу «Человек в футляре». И только спустя полвека, к 150-летию писателя, выпустили блок и малый лист – в общем шесть марок.

Катерина Шаронова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×