Социолог: «Прямая линия белгородского губернатора была очень своевременной»
-
Новость
-
Новость
Кандидат социологических наук, доцент БелГУ Евгений Реутов прокомментировал итоги прямой линии Вячеслава Гладкова в соцсетях 18 марта.
По мнению социолога, близость к Украине и социально-экономическая неопределённость (из‑за роста потребительских цен, санкций для бизнеса и пр.) способствуют некоторой дезорганизации общественного сознания. В этой связи такой контакт с жителями, как прямая линия, был очень своевременным:
«Следовательно, нужны стабилизация, поддержание уверенности в завтрашнем дне. Прямая коммуникация с гражданами может выполнять эту функцию, если она построена так, что губернатор без лишнего пафоса, честно говорит об имеющихся проблемах и формирующихся механизмах их решения, о своей заинтересованности в информации с мест и берёт под личный контроль обращения жителей».
В то же время, подчёркивает социолог, люди должны получать и чёткие ответы на волнующие их вопросы. Эти вопросы сейчас связаны с резким изменением привычных стандартов потребления, безопасности и даже образа жизни.
В этом заключается социальная функция прямой линии. Люди получили ответы высшего должностного лица региона на вопросы, касающиеся текущей ситуации, а также связанные с работой социальных и инженерных систем области и муниципалитетов.
«Остались и вопросы, не получившие однозначного решения: организация обеспеченности некоторыми товарами, резкий, необоснованный рост цен на многие товары, который Вячеслав Гладков назвал предательством. В этом отношении дальнейший ход событий будет во многом показательным для эффективности региональной власти», – уверен Реутов.
Так, широко анонсированные социальные ярмарки в Белгороде и Старом Осколе будут находиться под пристальным вниманием с точки зрения ассортимента товаров и ценовой политики. Решение проблемы с лекарственными препаратами также будет под наблюдением заинтересованных белгородцев.
Примечательно и то, что губернатор отвечал людям сам – без посредников, модераторов. Это было вынужденной мерой: Вячеслав Гладков по семейным причинам находился в Пензе. Но такая коммуникация выглядела, по мнению эксперта, менее формальной и более искренней.
Вопросов прозвучало много – более 80. Они касались подорожания товаров, безопасности детских образовательных учреждений, проблем беженцев. Звучала тема льгот и преференций субъектам малого и среднего предпринимательства для сохранения объёмов производства и персонала.
«Не на все эти вопросы прозвучали развёрнутые ответы, но, как неоднократно отмечал сам губернатор, ситуация отличается высокой степенью неопределённости и изменчивости. Механизмы решения многих проблем только вырабатываются. Да и Владимир Путин лишь 16 марта подписал указ «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения», которым высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписывается принять исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности», – подчёркивает Евгений Реутов.
В тот же день Минфин РФ анонсировал открытие кредитной линии каждому региону в размере 10 % от общего объёма их доходов сроком до конца года. Это также означает, что региональные меры соцподдержки и обеспечения экономической стабильности будут дорабатываться уже с учётом новых возможностей, которые дал федеральный центр.
Как и на предыдущих прямых линиях, ряд вопросов имел сугубо муниципальное измерение: очистка колодцев, отсутствие общественного транспорта в селе и др. Социолог отмечает в этом прежние тенденции: люди убеждены, что обращение на высший уровень даст лучший эффект, либо их проблемы не получили разрешения на местном уровне.
В то же время Реутов подчёркивает:
«Позитивным стало ставшее уже стандартным финальное заявление губернатора об обязательном рассмотрении всех заданных вопросов, обращений, обещание ответа на них в течение недели. В целом, несмотря на частоту применения в Белгородской области, прямые линии всё же играют значимую роль в консолидации регионального сообщества в сложившейся ситуации. И для кого‑то они по‑прежнему они являются шансом обратиться к губернатору – как в случае мужчины-инвалида, который не может попасть к нему на приём. Так что отменять такие форматы коммуникации пока ещё рано».
Подготовил Олег Гончаренко