Аркадий Шилклопер
По словам Аркадия Шилклопера, самый популярный вопрос, который ему задают поклонники и журналисты, – на скольких музыкальных инструментах он играет. Спрашивают, надо сказать, вполне закономерно. Композитора, аранжировщика и импровизатора Шилклопера называют одним из лучших валторнистов мира. Кроме валторны, в его арсенале флюгельгорн (медный духовой музыкальный инструмент), рожки, корно де качча (медный духовой инструмент, разновидность валторны – прим. ред.) – можно ставить многоточие. На джазовый лад звучит в руках мультиинструменталиста альпийский рог, оживает морская раковина.
Сам музыкант сравнивает использование того или иного инструмента с поварским искусством:
«Это как специи на кухне: в каком‑то блюде они нужны, а в каком‑то – нет. Точно так спросите повара: «Сколькими специями ты владеешь?» Я повар, и, если для приготовления блюда мне нужен диджериду или тибетский горн, я его нахожу и добавляю».
Музыкальную карьеру он начал с пионерского горна, поэтому своё творчество называет дудачеством. Музыкант рассуждает и о том, что сегодня можно называть джазовой эстетикой. Ещё одно определение Шилклопера – компровизация – родилось на стыке композиции и импровизации.
«Когда публика не слышит разделения между импровизацией и композицией, для меня это самый большой комплимент. Импровизация порой портит музыкальную фактуру. Незаписанная импровизация на тему развивается порой весьма сложно: нужно иметь талант композитора здесь и сейчас и сочинять музыку в реальном времени. Не у всех это получается. Я прокладываю пути-мостики: тема, импровизация, и какой‑то мостик возвращает нас в тематический материал снова. Эта краска, которая либо украшает, либо мешает, – вопрос вкуса, таланта и традиции, к слову говоря», – рассказывает о сочетании композиции и импровизации музыкант.
Аркадий Шилклопер сыграл сольно в сопровождении камерного оркестра Mezzo Music под управлением Натальи Боровик и в дуэте с Бориславом Струлёвым.
Любопытные факты о необычных инструментах музыканта, рассказанные им самим. Альпийский рог, на котором Шилклопер сыграл в Белгороде, длиной 3,6 м. Он разборный – состоит из восьми частей – и не единственный в коллекции Аркадия Фимовича.
Мария Козлобаева
Уже сложившаяся традиция BelgorodMusicFest – знакомить слушателей с юными музыкантами. В этом году таким открытием фестиваля стала 14-летняя Мария Козлобаева из Белгородского района.
Воспитанница Разуменской детской школы искусств, Маша уже семь лет играет на ксилофоне и фортепиано. Ксилофон ближе по духу, а фортепиано – почти семейная традиция: специальность ей преподаёт бабушка. В филармонии девушке уже доводилось выступать вместе с симфоническим оркестром.
Она рассказывает: среди потенциальных юных музыкантов ксилофон становится всё популярнее. Проследить тенденцию смогла на примере собственной школы искусств: в последнее время желающие освоить инструмент даже записывались в очередь.
В 2013 году Маша заняла второе место на детском Международном конкурсе «Салют талантов», попав в дюжину финалистов из 1,5 тысячи участников. А в следующем году её пригласили в Пекин на фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Звезда Пекина». Её выступление стало лучшим в своей номинации.
Маша признаётся: перед каждым выступлением старается побороть волнение. На концерте в её исполнении прозвучал «Концертный чардаш» Полонского (концертмейстер – Наталья Иванова).
«Стоишь за сценой, и сердце хочет вырваться. Но выходишь – и появляется чувство: как хорошо, что я здесь, – делится эмоциями девушка. – Играешь первые ноты, тебе страшно, а потом вливаешься и не хочешь уходить со сцены».
В ближайших планах Маши – окончить девятый класс и поступить в московскую «Гнесинку».
Ludovic Beier Trio
Джазмены-парижане покорили белгородцев по‑французски темпераментной и утончённой игрой. В импровизациях Людовика Бейера (баян), Антонио Ликусати (контрабас) и Дуду Кюйерье (гитара) переплетаются родные русскому уху мотивы «Подмосковных вечеров», мелодии из популярных фильмов, эстрадные хиты, джазовые стандарты и цыганские напевы.
В своих интервью лидер трио Людовик Бейер рассказывает о себе так: начинал как классический музыкант, но всегда хотел импровизировать и придумывать собственные интерпретации произведений. Учителя говорили: так нельзя. Он много говорит о том, что лишь человек открытого ума, широкой мысли, свободный от навязанных стандартов может играть джаз. Потому что никто, по мнению Людовика, не может сказать, каково это – играть импровизацию.
Приехав в Белгород, таким человеком открытой мысли Людовик Бейер назвал Борислава Струлёва: за то, что тот сумел придать виолончели новое звучание. А ещё Бейер говорит, что импровизация – «это постоянная борьба с самим собой, потому что никогда не знаешь, что произойдёт дальше и надо придумать яркий ход».
Тэмми МакКен
«Happy Birthday, Dear Tammy», – вместе с музыкантами поздравлял джазовую певицу из Чикаго Тэмми МакКен весь зал. Круглую дату – 3 марта Тэмми исполнилось 50 лет – она встретила, репетируя в Белгороде.
Начинала она как классический музыкант, но затем джаз украл её сердце. Джазовая дива гастролирует по миру, приезжает с концертами в Россию. Музыкальные критики за океаном отмечают её душевность и самоотдачу в исполнительстве. Её называют последовательницей Эллы Фицджеральд и говорят, что Тэмми своим сильным голосом проникает в сердце каждого слушателя.
«Голос, который взлетает во всех регистрах, на всех темпах, на все случаи жизни… голос, который внушает удивление», – так пишет о МакКен Chicago Tribune.
Красоту и мощь её тембра оценили те, кто побывал на концерте. Подобрав свои любимые композиции для выступления и исполнив их сопровождении биг-бенда No Comment под управлением Владимира Уварова, МакКен рассказала со сцены историю, отдельные эпизоды которой запомнятся наверняка каждому.
Большой коммуникатор Борислав Струлёв
Так арт-директора фестиваля называли и не единожды с лёгкой руки одного из многочисленных его друзей. По его признанию, на этом фестивале он исполнил собственную мечту, сыграв на виолончели оперные арии. Борислав Струлёв подводит итог BelgorodMusicFest:
«Я безмерно рад, что фестиваль идёт по возрастанию. Он потрясал с первого дня премьерами, музыкантами. Те минуты счастья, о которых я мечтал, осуществились. Иногда я ловил себя на мысли, правда то, что сейчас происходит, или нет».
Фестиваль прошёл при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области.