Многогранный книжный мир
С детства Милада очень любила читать книги. И когда поступила в Московский академический художественный институт им. В. И. Сурикова, то, естественно, выбрала профессию художника-иллюстратора.
«У меня было желание заняться книгой, потому что книга – это очень большой мир с множеством граней. Сначала меня больше интересовала западная литература, но замечательные преподаватели ориентировали нас на русских авторов, мы иллюстрировали Пушкина, Чехова, Тургенева. За один семестр делали одну книгу: выполняли эскизы форзаца, титульного листа, обложки, суперобложки, заставки, спусковые и разворотные иллюстрации», – рассказала художница.
Так сложилось, что после института она много лет занималась станковой графикой, делала большие картины, а не миниатюрные иллюстрации. Вернуться к книжной графике её побудило открытие в Белгородском институте искусств и культуры новой специальности «художник-график (искусство книги)».
Новая специальность
В вузе Милада, которая уже пять лет является членом Союза художников России, работает с 2001 года. Сейчас она старший преподаватель кафедры графического дизайна и медиатехнологий. Ведёт такие дисциплины, как академический и специальный рисунок, проектирование, общий курс композиции. Некоторые студенты настолько удивили преподавателя качеством своих работ, что она решила разместить их иллюстрации на выставке рядом со своими.
Яна Груздова смело работает с большим форматом. В экспозиции можно увидеть её иллюстрации к сказке Волкова «Жёлтый туман»: «Пробуждение Арахны», «Летопись гномов» и другие.
Совсем другой стиль у Натальи Корост, которую Милада Исаева охарактеризовала как трудоголика. Девушка рисует постоянно. Например, задают студентам подготовить титульный лист, спусковую и одну страничную иллюстрацию, а она приносит готовую книгу. В экспозиции есть заставка, концовка и иллюстрации к сказке Пляцковского «Дневник кузнечика Кузи», которые выполнила Наталья, а также форзац и иллюстрации к сказке «Заяц и Ёж» братьев Гримм.
Помимо ручной иллюстрации, студенты с членом Союза художников России Анатолием Федоренко изучают технику печатной графики, благодаря которой можно делать много оттисков – и каждый из них будет произведением искусства.
Специальность «художник-график (искусство книги)» для вуза сравнительно новая. Обучаются на ней пока не так много человек. Возможно, молодёжь пока ещё не особо наслышана об этом направлении или боится, что после окончания вуза будут проблемы с поиском работы.
«В советское время таких художников взращивали только в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас подобные специальности открываются и в других городах. И если наши студенты после окончания обучения останутся в области – это будет победа. Но может быть так, что они не найдут работу. Тогда придётся уезжать. Поэтому у меня есть просьба к нашим издательствам обратить внимание на таких детей», – отмечает Милада Исаева.
Нюансы книжной графики
Представленные в экспозиции работы Милады относятся в основном ко времени её учебы в художественном институте. Художница работает в разных техниках. В вузе она специализировалась на офорте. Помимо него, в экспозиции можно увидеть и рисунки смешанной техники на тонированной бумаге, выполненные акварелью, тушью, пером.
Интересна серия открыток по мотивам старой Москвы. Рядом расположены маленькие заставочки-ксилографии к произведениям Пушкина и других авторов XIX века, а также на античные и современные темы. Их можно использовать в книге в качестве концовки.
Привлекают внимание иллюстрации к «Одиссее» Гомера. Учась в институте, Милада выполнила линейные эскизы. А в прошлом году ей захотелось их усложнить, добавить цвет. Так появились новые яркие работы. Интересна художнице и техника граттаж – на залитых тушью бумаге или картоне иголкой процарапывается рисунок.
Создавать иллюстрации и другие элементы художественного оформления книги можно в разных техниках. Но чтобы делать это, надо знать определённые правила. В каждом произведении есть кульминационные моменты, которые обязательно должны быть проиллюстрированы. Но, помимо этого, есть вхождение в произведение. Читателя надо подготовить к кульминации, и каждая иллюстрация должна являться рассказом о том, что происходит в данный момент.
«Если мы выбираем какую-то небольшую сценку из литературного произведения, надо максимально её показать, но не переигрывать. У главных героев не должно быть театральных поз, надо избегать чрезмерной нагромождённости и стараться в каждой иллюстрации выразить настроение всей книги и в то же время – настроение данного момента, – поясняет Милада. – Все иллюстрации должны быть в одной серии и смотреться как одно целое».
Художнику, иллюстрирующему книгу, нельзя отходить от текста и описываемого в произведении времени. А потому изучение эпохи, костюмов и нравов, на основе которого готовятся эскизы – это уже 90 % выполненной работы. Остаётся добавить только немного вдохновения, помноженного на художественный талант, – и книга готова.
Выставку книжной графики в «Родине» можно посмотреть в течение декабря. А в конце февраля – начале марта Милада и её ученики представят новые работы в Пушкинской библиотеке-музее.