Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 сентября 2016, 11:15
 Вадим Кумейко 3611

Космическая удача

«ОнОнас» рассказывает, как простые белгородские парни оказались на главной стройке страны

Космическая удача
  • Вадим Кумейко
  • Статья

В один из выходных дней помогаю отцу в гараже. Перед началом работы ищу одежду, которую не жалко будет испачкать. «Давай я вот это надену»? – показываю отцу синюю куртку с потрескавшейся от времени трафаретной надписью «Лидер» на спине. Отец какое-то время держит куртку в руках, потом прячет её на полку шкафа и находит для меня другую рабочую одежду. «Она мне дорога как память, – объясняет он. – В этой куртке я вместе с однокурсниками в 1983 году строил тротуары в Новом Осколе и селе Слоновка. Мы тогда были в стройотряде».

Как позже рассказал отец, надписи на куртках-бойцовках (так называется одежда бойцов студенческого строительного отряда – прим. авт.) он сам делал для всего отряда с помощью трафарета – тогда никаких услуг вроде современной термопечати на ткани не было. Гордое имя «Лидер» носил стройотряд исторического факультета Белгородского государственного педагогического института им. М. С. Ольминского (ныне НИУ «БелГУ»). В отряде на разных объектах области трудились студенты истфака, многие из которых сейчас являются преподавателями историко-филологического факультета.

Первые студенческие стройотряды появились в СССР ещё в 1920-е годы. До момента упразднения движения в 1991 году студенты принимали участие во всех крупных стройках страны. Заводы ВАЗ, КамАЗ, Саяно-Шушенская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль – всё это было создано во многом благодаря труду молодёжи.

В 2003 году на уровне правительства принято решение о возрождении стройотрядовского движения в России. Студенты принимали участие в возведении объектов Саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, XXVII Всемирной летней универсиады – 2013 в Казани, ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Не обошёлся без помощи молодёжи и один из самых масштабных проектов в современной истории России – строительство нового космодрома «Восточный» в Амурской области. К возведению инфраструктуры космодрома руку приложили и стройотрядовцы из Белгородской области.

Хорошая репутация – залог успеха

— Как ты вообще попал в стойотрядовское движение? – спрашиваю я Алексея Емельянова, студента 4-го курса архитектурно-строительного института БГТУ им. В. Г. Шухова. Именно он был командиром отряда «Технолог», который этим летом два месяца строил инфраструктуру для космодрома «Восточный».

Командир студенческого строительного отряда «Технолог» Алексей Емельянов
Командир студенческого строительного отряда «Технолог» Алексей Емельянов

— Когда я учился на первом курсе, мой знакомый поехал работать летом проводником на железной дороге – такие студенческие отряды тоже есть, – охотно делится Алексей. – На следующий год я решил поступить так же – пройти практику, заработать денег, попутешествовать. С первого раза не получилось: мне было 20 лет, и я как раз менял паспорт, который был необходим для оформления нужных документов. Но я не привык унывать, поэтому решил, что раз уж не вышло с отрядом проводников, то надо искать другие варианты, например в педагогическом отряде. В итоге летом 2015 года я полтора месяца работал вожатым в Анапе, в лагере «Жемчужина России».

Позже Алексей прикинул, что раз уж по окончании вуза он получит диплом строителя, то и навыки нужно получать соответствующие. К сезону 2016 года в «технологе» собрали одноимённый стройотряд и подали заявку на конкурс всероссийских строек.

— Нам повезло попасть на строительство космодрома «Восточный». Это была реально космическая удача. Прошлой осенью белгородские стройотряды уже работали на «Восточном», но осенью туда проще попасть. А чтобы попасть на стройку летом, нужно пройти серьёзный конкурсный отбор, – поясняет Емельянов. – Немалую роль в этом играет история отряда, положительные отзывы о его работе. Например, ССО (студенческий строительный отряд – прим. ред.) «Технолог», которому в этом году исполнилось 15 лет, за свою историю успел поработать в Сочи на олимпийских объектах, в Беларуси на строительстве атомной электростанции. Хорошая репутация помогла нам попасть на «Восточный».

— Расскажи о том, как ты стал командиром отряда.

— Да тут особо и рассказывать нечего, – скромничает Емельянов. – У нас отряд молодой, почти все поехали на стройку в первый раз. До этого ребята просто устраивались на лето куда‑нибудь шабашить, не в стройотрядах, а просто на стройках. Только у одного был опыт работы проводником. А я, получается, уже второй год в этом движении. И наш куратор Олег Горшков решил, что командиром отряда «Технолог» на стройке «Восточного» быть мне.

Неудивительно, что стройотрядовцев в бойцовках нередко принимают за военных
Неудивительно, что стройотрядовцев в бойцовках нередко принимают за военных

Всё как в армии

На Алексее зелёная куртка с шевронами, нашивками и значками. На мой вопрос об одежде он поясняет:

— Это бойцовка, или целинка (от слов «боец» и «целина», соответственно – прим. ред.) – в разных регионах её называют по‑разному. Такая спецодежда – наследие ещё советских стройотрядов. Эти куртки были отличительным признаком ССО. С этой одеждой связаны определённые традиции: например, в бойцовке нельзя ругаться матом, курить, распивать спиртные напитки. А отличительные знаки показывают, какое место ты занимаешь в системе студенческих строительных отрядов, где ты побывал и какой деятельностью ты занимаешься. У каждого направления деятельности студотрядов на нашивке свой символ: паровоз – у проводников, у вожатых – стилизованный пионерский галстук и так далее.

— Прямо как знаки различия в армии…

— Да, нас часто принимают за военных, – улыбается Алексей. – Например, в Благовещенске, куда нас в выходной день возили со стройки на экскурсию, туристы из Китая приняли нас за курсантов военного училища и стали с нами фотографироваться. Но мы им объяснили, что мы студенты-строители из Белгорода.

— На твоей бойцовке нашивка со звездой. Что это значит?

— Что я – командир. По нашивке также можно понять твою должность в отряде: просто боец, командир, комиссар или инженер. В советское время были ещё повара, казначеи, но сейчас этого уже нет. Например, инженер – это помощник командира. Он отвечает за технику безопасности, заполняет техническую документацию, словом, он – левая рука командира. А комиссар – это правая рука: он заместитель командира, в его сферу ответственности входят общественная и досугово-развлекательная деятельность отряда. Ведь на стройках люди не только работают, но и после работы соревнуются в разных видах спорта, в песенных, танцевальных конкурсах и многом другом – всей этой деятельностью заведует как раз комиссар. А командир в целом отвечает за отряд: его первого хвалят, но и ругают тоже в первую очередь его. Руководитель есть руководитель. Перед отъездом я, как командир, собирал все необходимые документы, покупал билеты. Это всё моя работа.

— Сколько вообще человек было в вашем отряде?

— Изначально 15, но двое поехать не смогли: у одного оказалась та же проблема, что в своё время и у меня: нужно было менять паспорт. Второй не смог попасть на стройку из‑за возраста: дело в том, что у авиаперевозчиков есть специальные субсидированные тарифы для тех, кто летит на Дальний Восток. Эти тарифы действуют для людей моложе 23 лет, а нашему бойцу было больше. Чтобы вы понимали: по субсидированному тарифу билет стоил около 7 тысяч рублей в один конец, а без субсидии – больше 17 тысяч. И он решил, что такое ему не по карману. А один из наших бойцов вообще добирался до Дальнего Востока на поезде. Он ехал почти неделю, зато по дороге познакомился с ребятами из других отрядов, которые после Урала стали садиться в этот же поезд, – новосибирские, красноярские стройотрядовцы. Пока добрался к нам, половину стройки уже знал лично. Да и ехать было веселее.

То место, откуда ракеты отправляются в космос
То место, откуда ракеты отправляются в космос

Впечатляющие масштабы

— Вам пришлось добираться до стройки почти через всю страну – с запада на восток. Расскажи о вашем пути.

— Университетский автобус довёз нас до Москвы, а оттуда мы вылетели в Благовещенск. Осознание того, насколько наша страна огромна, приходит, когда восемь часов летишь на самолёте, а под крылом всё время Россия. В Благовещенск прилетели утром, около трёх часов на автобусе ехали на стройку. Вокруг тайга, небольшие сопки. Там всё другое: машины – праворульные, воздух – чистый. Климат – более резкий: бывало, с утра выходишь на работу, натянешь на себя одежды по максимуму, и всё равно мёрзнешь. А к обеду так воздух прогревается, что и в футболке жарко. Оводы с полпальца длиной, мошка ́ иногда донимала. Но в целом всё отлично было.

— Вы строили сам космодром?

— Не совсем так. Мы строили город Циолковский для работников космодрома. Он находится посреди тайги в Амурской области. До самого «Восточного» от Циолковского около 20 км. Мы возводили жилые дома для работников космодрома, космонавтов – монолитные шестиэтажки и девятиэтажки. В городе будет вся необходимая инфраструктура: стадион, детский сад, школа. Полноценный город с необходимыми объектами.

— А что входило в ваши обязанности?

— Мы занимались отделочными работами, вязали арматуру и принимали бетон. А вообще, не чурались любой работы: всегда нужно было что‑то убрать, принести – унести. Арматуру вживую в первый раз в жизни вязали на стройке. Перед отъездом для нас в «технологе» организовали курсы для арматурщиков и бетонщиков, рассказали нам о специфике этой работы. По окончании курсов мы сдали экзамены и получили свидетельства. То есть теоретически мы были уже подготовлены.

— Сам‑то космодром видели?

— Да, нас возили туда в выходной. Нам показали технический комплекс, где ракету собирают, заправляют и готовят к запуску – огромное помещение! Запах там как в больнице: стерильно, полы блестят, поддерживается идеальная чистота. Поразила стартовая площадка: она гигантская, ничего подобного никто из нас раньше не видел. Никакая фотография не передаст тех масштабов. Было очень приятно осознавать, что нам выпала такая честь – не просто увидеть своими глазами, а приложить руку к строительству этого космодрома. Если вдуматься, то мы были на том месте, с которого ракеты взлетают в космос. Последняя точка, в которой космонавты находятся на Земле, а после этого отправляются за пределы нашей планеты.

Конструкции космодрома
Конструкции космодрома

Условия труда и отдыха

— Где вы жили и как работали?

— Все два месяца мы жили в палаточном лагере. В нём разместилась бо́льшая часть стройотрядовцев – около 300 человек. Ещё 200 ребят заселили в общежития. На территории палаточного городка была столовая, штаб стройки, медпункт, санузлы, пункт охраны, курилка, котельная и вагончик с генератором, в которой все заряжали мобильные телефоны. Рядом была спортивная площадка с турниками и тренажёрами, часть из которых сварили из труб и арматуры сами стройотрядовцы. В общем, условия были спартанскими, но нам всё понравилось. Трудности закаляют! – уверенно заявляет Емельянов. – В каждой палатке были места для 26 человек. Сначала мы делили палатку с воронежцами, а потом жили сами. Конечно, вместе веселее, но бывает сложно, когда каждый отряд готовит на вечер свою программу и т. д.

— А что за программу? Вы там не только вкалывали, но ещё и развлекались?

— Да, программа у нас была насыщенная. Мы работали с 8:00 до 19:00, с перерывом на обед. После ужина каждый день проходили спортивные и развлекательные мероприятия. Конечно, с одной стороны, это иногда было непросто: приходишь с работы, от усталости не чувствуешь ни рук ни ног, тут уж не до танцев с песнями. Но с другой стороны, никто точно не соскучился: у нас прошёл творческий фестиваль с танцами, песнями, КВН, «Что? Где? Когда?». Была куча спортивных мероприятий. Мы везде участвовали и везде постарались себя проявить с лучшей стороны.

— Никто не пытался отдыхать с бутылочкой пива или чего покрепче?

— У нас был сухой закон – у стройотрядовцев с этим строго, – сказал словно отрезал Алексей. – На целине пить нельзя – это традиция ещё с советских времён. По‑хорошему, за день-два до отъезда на целину все собираются, чтобы «закопать зелёного змия», отрываются, а во время работы – ни-ни.

— Работа была тяжёлой?

— Первые пару недель мы вникали, налаживали взаимодействие с мастерами, прорабами. За нами закрепили мастера, который ставил нам задачу. Например, связать арматурный каркас. Связали – молодцы, не связали – будете доделывать на следующий день. Мы монтировали и демонтировали опалубку, штукатурили стены. Профессиональные работники относились к нам хорошо, никакой дедовщины не было. Там в основном трудились опытные строители, старше 40 лет. Если нам что‑то было непонятно, мы подходили к ним, спрашивали, как лучше сделать, и нам никогда не отказывали в помощи или совете. Было ли трудно? По‑разному: если вязали арматуру, то не сложно – одни вяжут, другие таскают, через время меняемся. Но были и дни, когда приходилось носить тяжёлую опалубку, например. К вечеру все с ног валились.

Будущие улицы города Циолковский
Будущие улицы города Циолковский

Убить табун зайцев

— Задам нескромный вопрос: сколько вам заплатили по итогам работы?

— За два месяца мы заработали по 64 тыс. рублей – вне зависимости от занимаемой должности. Это хороший заработок для студента. Опять же, нас там кормили, и мы не тратились на оплату жилья. Расходы на дорогу нам компенсировали, мы попутешествовали, посмотрели свою страну и принесли ей пользу – одни сплошные плюсы! На День строителя нам подарили сувениры от работодателя – чёрные футболки поло с надписью «Спецстрой России». Смотрится очень круто!

— Что, помимо денег, ты получил от этой стройки? Планируешь ли приехать ещё?

— Мне бы очень этого хотелось. Циолковский будут строить до 2025 года, так что шансы есть: работодателю интересно нанимать студентов, а для нас это возможность получить опыт и заработать деньги. То есть это взаимовыгодно, – отмечает Емельянов. – Я научился работать с бетоном и арматурой, набрался опыта как руководитель. Всем рекомендую попробовать поработать в стройотрядах, это лучший способ провести лето. Ведь как обычно студент проводит летние каникулы? Либо бездельем мается, либо подрабатывает на стройке разнорабочим, в общепите работают официантами, кальянщиками. Разве это можно сравнить с таким приключением, которое было у нас? Путешествие, заработок, интересный опыт и новые знакомства – целый табун зайцев сразу убиваешь.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×