В то же время и сами перевозчики вышли в Интернет. Автоматизация при нынешнем ритме жизни – необходимость: чем мобильнее и удобнее для пользователя компания, тем больше у неё заказов. Водители понимают, что с приходом глобальных конкурентов их бизнес понесёт большие потери.
С мобильным приложением
В Белгороде свои мобильные приложения есть у Городского такси 710 (больше 10 тыс. скачиваний в Play Market), «Альянса» (1 000 скачиваний), Такси Белгорода 711. Заявки с сайта принимает «Позитив».
Городское такси 710 на белгородском рынке десять лет. За это время, по оценкам самой компании, она охватила около половины рынка перевозок областного центра и пригородов, в месяц перевозят 360 тыс. человек. Работают около 200 своих машин и примерно 800 частных предпринимателей с личными автомобилями. Мобильное приложение запустили в прошлом году.
«В приложении пассажир сам, без диспетчера, может сделать заказ, выбрать машину. СМС-оповещение придёт автоматически: назначена ли машина, кто едет и когда выходить на улицу», – рассказывает директор Городского такси 710 Александр Максимчук.
По его словам, автоматизация не снизила издержки настолько, чтобы подешевела стоимость проезда. Программное обеспечение и его работа обходится недёшево, те же звонки и СМС оплачивает компания, а не водители.
«Другое дело, что мы выросли качественно, – продолжает Максимчук. – Автоматизация высвободила людей, но мы никого не уволили, а перевели в отдел контроля качества. Теперь они плотнее работают с жалобами».
Без ответственности
Агрегаторов служб такси на российском рынке много: «Рутакси», «Сатурн», «Везёт», «Поехали», «Яндекс. Такси», «UpTaxi», «Максим». Это IT-компании, у которых нет ни своего автопарка, ни диспетчерских. И в отличие от таксопарков они не отвечают за безопасность перевозок, потому что занимаются не перевозками, а предоставлением информационных услуг.
«Мы работаем с партнёрами – автопарками и диспетчерскими, – рассказали в пресс-службе «Яндекс.Такси». – Сервис связывает пользователя, который заказывает поездку, и таксопарк, который может её выполнить. «Яндекс.Такси» передаёт заказ тому водителю из партнёрского таксопарка, который сможет приехать быстрее всего. Поэтому среднее время ожидания машины – 4–5 минут. Своих партнёров мы обеспечиваем программным обеспечением «Яндекс.Таксометр» и автоматизированной системой контроля качества бесплатно».
«Яндекс.Такси» зашло в Белгород в июне 2017 года. Раскрутившись как столичный сервис, с прошлого года компания начала активную экспансию в регионы.
Цена с доплатой
Не имея собственного автопарка, агрегаторы ищут партнёров с машинами. Как рассказали представители нескольких таксопарков Белгорода, «Яндекс.Такси» предлагал им сотрудничество, но они отказались.
«Если с ними работать, то нам придётся отдавать до 80 % дохода, диспетчеров придётся уволить, а цены будут устанавливать они, – прокомментировали в одном из таксопарков, попросив не называть имя. – «Максим» рекламирует поездки от 40 рублей, «Яндекс» – от 49 рублей. Кто будет ездить по таким тарифам?! «Яндекс» пока доплачивает водителям ещё по 100 рублей за каждую поездку. Но когда перестанут – все оттуда побегут».
Между тем в пресс-службе «Яндекс.Такси» пояснили, что у них есть мотивационная программа, которая стимулирует водителя выполнять больше поездок за смену:
«Стоимость поездки зависит не только от тарифа перевозчика. Это система баланса между спросом (количеством заказов) и предложением (количеством водителей, готовых их принять) в каждой конкретной точке города в отдельно взятый момент времени. Баланс достигается автоматически».
При этом в компании не сообщили, как долго продлится мотивационная программа.
Полезный пробег
Как рассказали в «Яндекс.Такси», цену им помогают снижать технологии.
«Главный показатель эффективности работы водителя – это время полезного пробега машины, когда в ней находится пассажир. Если посмотреть на классический рынок такси, то доля полезного пробега в России не превышает 10 % от общего времени работы на линии. У онлайн-сервисов этот показатель достигает 50 % и иногда и выше, – пояснили в пресс-службе агрегатора. – Программа «Яндекс.Такси» автоматически отправляет пользователю ту машину, которая сможет доехать до него быстрее, а иногда водитель получает следующий заказ ещё до того, как завершил предыдущий. Технологии помогают прогнозировать спрос на такси в разное время суток, в разную погоду и в разных районах города и предупреждают об этом водителей».
Что думают водители о глобальных конкурентах
— А их сюда никто не пустит, – уверен водитель Городского такси.
— Но я слышала, что у «Яндекс.Такси» 80 машин в Белгороде работает, кто же на них ездит?
— Никто. Стоят они. Руководители таксопарков договорились, что, если кто в «Яндекс» уйдёт работать, то получит «чёрную метку» – никуда больше его не возьмут на работу.
— У нас не только «Яндекс», и другие такие агрегаторы есть, конкуренция в такси очень большая, – рассказал водитель Такси на 5. – У «Яндекса» пока машин очень мало. Они и нам звонят, предлагают работу, но мы не идём. Там цены меньше, и расчёт как‑то непонятно – через карточку.
А водитель-партнёр «Яндекс.Такси» откровенно сказал, что работает, пока ему доплачивают.
— У вас самое дешёвое такси, разве выгодно возить?
— Да я сам бы за такую цену не поехал. Они ещё только раскручиваются, нам доплачивают.
— А потом что: конкурентов выживут и цены поднимут?
— Пока есть возможность подзаработать – надо пользоваться.
Захватить рынок
Во многих регионах противостояние местных таксистов с крупным конкурентом перешло из финансовой плоскости в криминальную. Автомобили с наклейками «Яндекс. Такси» обливали чёрной краской в Пензе, били в Павловском Посаде и Рыбинске, блокировали на федеральной трассе перед Йошкар-Олой. В Татарстанский УФАС за низкие цены на него пожаловались 70 предпринимателей из Нижнекамска. Белгородская область решила договариваться – и в сентябре с «Яндекс.Такси» подписали соглашение о взаимодействии. Стороны обязуются обмениваться информацией, которая будет способствовать развитию цивилизованного рынка перевозок в регионе.
«Мы договорились, что «Яндекс.Такси» обязуется проверять достоверность информации, которая поступает от перевозчиков, в том числе о наличии разрешений у водителей. Тех, у кого разрешений нет, отключать от системы и не передавать им заказы, – говорит начальник отдела организации перевозок легковыми такси областного управления автодорог общего пользования и транспорта Виктор Винников. – Соглашение подписали 7 сентября, они попросили время для проверки и переходного периода. Мы прорабатываем этот вопрос и с другими агрегаторами и перевозчиками, чтобы они несли дополнительную ответственность за передачу заказов водителям, не имеющим разрешения на работу в такси».
Подобные меморандумы «Яндекс.Такси» ранее подписали с властями Москвы, Томской, Самарской и Новосибирской областей.
В интересах каждого агрегатора служб такси набрать как можно больше компаний-партнёров. Если их три-четыре, то они смогут договориться и отказаться работать по невыгодным тарифам, и тогда всё развалится. А если 20–50 компаний, то система живуча. По некоторым данным, в августе в Белгороде у «Яндекса» было уже 20 партнёров. Сам же «Яндекс» такую информацию не разглашает.
«Яндекс» приглашает водителей и на совмещение, но он заставляет выполнять в первую очередь его заказы, – прокомментировал таксист из местного таксопарка. – Значит, если поступит заказ от «Яндекса» и из моей диспетчерской, то я должен буду везти их клиента. Получается, наши клиенты в режиме бессрочного ожидания, а у меня есть и постоянные клиенты, которые сейчас дают мне зарабатывать. Я раз не приехал, второй – и к нам уже звонить не будут».
Белгородские таксисты говорят, что они за здоровую конкуренцию, но против политики выжженной земли.
«Яндекс» – очень богатая компания, для них эти доплаты водителям ничего не стоят, так они захватывают территорию: год-полтора демпингуют, а потом всё встаёт на круги своя, но конкурентов уже нет, – снова на условиях анонимности рассказали в другой белгородской компании. – Мы здесь работаем, платим налоги, несём социальную ответственность. Ни «Яндексу», ни другим агрегаторам это не нужно: им главное – захватить рынок. В случае ДТП с водителем «Яндекса» пассажир куда будет жаловаться? В Москву? Кто там будет разбираться?»
По заявлениям представителей «Яндекс.Такси» до конца года они планируют зайти во все города с населением больше 100 тыс. человек.
Личный опыт
Всю неделю я ездила на работу с чемоданом на разных такси и теперь знаю, за что берут минимальный тариф и приедет ли машина ко времени.
— Заказывала на 9:00, через приложение, не поняла вообще, принят ли заказ и приедете ли вы вовремя.
— Люди почему‑то думают, что раз они указали точное время, то это важно. Да оно вообще ничего не значит! – ошарашил водитель «Альянса». – Ваш заказ появляется в общей базе, кто рядом, тот его и берёт. Нет машин – никто не приедет. Мне, как водителю, без разницы, заказывали вы машину через приложение или у диспетчера. Был рядом, вот и взял заказ, а мог и не приехать.
— 100 рублей за 1,4 км пути – это нормально?
— Я на цену не влияю, её выдаёт программа. Девять утра – час пик, тарифы повышены.
— Тут ехать всего ничего, но чемодан тяжёлый.
— Мне без разницы, хоть от подъезда до подъезда вызывайте – минимальная оплата 80 рублей, – заявил водитель из службы такси 710.
— В смысле – минимальная, вы же по счётчику?
— По счётчику, но меньше 80 рублей не берём.
— Вам без разницы: выполнять заказ из приложения или из диспетчерской?
— Мне – да. А пассажиры могут через приложение копить бонусы и потом ими рассчитываться, могут онлайн рассчитаться, вы можете выбрать машину по цвету, году. Посмотреть рейтинг водителя и сами поставить нам оценку от 1 до 5 звёздочек. Мы вас тоже оцениваем. Поставим 1 звёздочку – значит буйный какой‑нибудь, никто к вам не поедет. Я вам хорошую оценку поставил.