Белгородцы в Китае: Не стоит паниковать из‑за коронавируса
Что власти страны делают для борьбы с эпидемией, «БелПресса» узнала у россиян, которые сейчас живут в Китае
-
Статья
-
Статья
Наш основной собеседник – 33-летний белгородец Алексей Ехилевский. Он более трёх лет живёт и работает в импортно-экспортной компании в Гуанчжоу – третьем по величине городе Китая, который находится примерно в 1 тыс. км от Уханя – эпицентра эпидемии.
Все в курсе
«Каникулы на китайский Новый год по лунному календарю, который в этом году выпал на 25 января, я собирался провести у друга в деревушке Тонгхай, – рассказал «БелПрессе» Алексей. – Официальные новогодние выходные в Китае выпали на 24–30 января. Заранее, в начале месяца, купил билеты. За два-три дня до отъезда узнал про новый неизвестный вирус, но не отменил поездку, благополучно провёл время в деревне. И постоянно был в курсе событий».
Без информации в Китае не останешься. Есть государственные сайты, на которых публикуются сведения о числе заболевших, умерших, выздоровевших. С них берут сведения крупные мировые информагентства.
Правительство эффективно рассылает предупреждения, информирует население обо всех оперативных новостях. И не только по телевидению. В Китае есть главная социальная сеть – это WeChat, в котором зарегистрированы все, и это основной инструмент взаимодействия граждан и государства: аккаунт в WeChat фактически заменяет собой паспорт.
Пустой город
Когда 27 января Алексей возвращался в Гуанчжоу, на вокзалах и в метро работали тепловизоры для измерения температуры тела пассажиров. В парках – люди с автоматами, чтобы не допускать скоплений народа. Ношение маски для всех обязательно, без неё можно нарваться на штраф. Новости сообщали об очередных закрытиях транспортного сообщения между городами.
«Домой в Гуанчжоу я, к счастью, доехать успел, – говорит Алексей. – И застал пустой город. Но китайские города традиционно пустеют на Новый год: люди разъезжаются по деревням к родственникам. И 15-миллионный Гуанчжоу не исключение. Но в городе и ходить некуда: общественные места закрыты, работают лишь редкие магазинчики, салоны, парикмахерские. Все уезжают на праздники. Нет пробок, дороги свободные. Для праздников это нормально. И можно сказать, что с этой точки зрения эпидемия пришла вовремя. Конечно, бизнес в эти дни несёт убытки, но повторюсь: из‑за каникул это происходило бы и так».
Алексей на ж/д станции в Куньмине
Официальные каникулы продлили на неделю. Служащих в ряде отраслей, например в образовательной, обязали по возвращении с каникул сидеть дома на двухнедельном карантине. Считается, что столько длится инкубационный период нового коронавируса – время от заражения до появления симптомов болезни.
Никакой паники
По словам Ехилевского, паники в Китае нет. Каждый может посмотреть по геоданным снимки в «Инстаграме» из Уханя – люди там живут обычной жизнью. Китайцы из других провинций их поддерживают позитивными постами в интернете.
«Даже маски и термометры не в дефиците, – констатирует Алексей. – Конечно, спрос повышен, но, если их не окажется в аптеке возле дома, спокойно иди в следующую».
Эпидемия пока не кончилась, и выводы делать рано, но белгородец твёрдо уверен: паниковать не нужно, что китайцы и демонстрируют.
Правительство перестраховывается максимально возможно: закрывает общественные места, выезды из городов, транспортное сообщение между городами. В Ухань, где не хватает собственных врачей, съехались вирусологи и эпидемиологи со всей страны. Город посетил высокопоставленный государственный чиновник, заместитель председателя Си.
Китайцы к происходящему относятся серьёзно и соблюдают правила безопасности беспрекословно.
«Ехать сейчас в Китай ни в коем случае не стоит, – советует Ехилевский. – Но если вдруг кого‑либо из белгородцев забросила туда судьба, нужно принять это. И соблюдать элементарные меры предосторожности, о которых предупреждает правительство: мыть руки, носить повязку, возможно, принимать какие‑то витамины для поддержания иммунитета. Но сумасшедшие новости про то, что не хватает продуктов, люди строят какие‑то стены, не стоит слушать – это всё ерунда.
Самое главное – не паниковать. Понятно, что люди умирают, но по большей части это имеющие хронические заболевания или пожилые люди с ослабленным иммунитетом. Кстати, одна из последних прочитанных мной новостей: выписалась первая пожилая женщина, 87 лет. Это был первый случай среди «безнадёжных» пациентов. И врачи, и все вообще очень обрадовались».
А вот что говорят другие очевидцы событий.
Павел Сипко и Елизавета Гайворонская, Харбин (5 млн человек):
«Мы учились в «технологе», потом выиграли грант китайского правительства, поступили в Харбинский политехнический университет и переехали туда в конце августа. О коронавирусе узнали 20 января из китайских новостей. Объявили, что эпицентр находится в Ухане, на юге Китая, и что вирус пошёл с местных рынков. Там продают мясо разных диких животных: змей, бобров, летучих мышей. И выяснилось, что вирус пошёл именно от змей, потом мутировал, и начали заболевать люди.
Нас сразу предупредили, что паниковать не нужно, главное – соблюдать меры предосторожности: ходить в масках, часто мыть руки и поменьше контактировать с людьми. Паники никакой нет, просто на улицах практически безлюдно, не работают торговые центры, храмы, места развлечений, парикмахерские и подобные места скопления людей. Мы смотрим и китайское, и российское телевидение и можем с уверенностью сказать, что в России всё слишком преувеличивают и нагнетают. Многие китайцы всегда здесь ходили в масках из‑за загрязнённого воздуха, просто теперь в них ходят все, а некоторые и в респираторах – предостерегаются.
Ухань сейчас – закрытый город, оттуда нельзя просто так уехать или улететь: все на карантине. Китайское правительство к началу февраля построит там ещё две больницы, чтобы было куда размещать больных. Стройка идёт круглосуточно.
В остальных городах тоже карантин: школы и детсады закрыты до 2 марта, каникулы для работающего населения продлили до 2 февраля. Но карантин могут продлить ещё, в зависимости от ситуации. Кстати, иностранных студентов китайское правительство просит по возможности вернуться на родину, потому что переживает за вероятные случаи заражения. Тем, кто купил билеты на передвижение по Китаю, вернут их стоимость.
Иностранные студенты, которые остались в общежитиях своих университетов, находятся на карантине. Им нельзя выходить на улицу, поэтому сотрудники учреждений приносят им каждый день еду, измеряют у них температуру и смотрят на их общее состояние. Если кто‑то почувствует у себя симптомы вируса, должен обязательно позвонить по горячей линии, созданной правительством, и ему сообщат, в какую больницу прийти для обследования. За три часа врачи точно могут сказать, заражён человек или нет.
Поначалу, когда только начали резко скупать маски, цены на них взлетели, но власти предупредили: если заметят случаи такого мошенничества, виновных накажут».
Людмила Индак, живёт с дочерью и внучкой в Чэнду (14 млн жителей):
«От Ухани до Чэнду 980 км. Провинции Хубэй и Сычуань не граничат друг с другом, но для коронавируса, похоже, нет границ. В городе объявлен первый уровень угрозы, так что люди в масках и почти всё закрыто, даже многие магазины. Власти призывают без надобности не выходить на улицу.
Вчера пошла в супермаркет за бутилированной водой. Для приготовления еды и для питья мы всегда заказываем очищенную воду, но в связи с новогодними каникулами её пока не развозят, поэтому пошла покупать пятилитровую бутыль, но их в магазине не оказалось. Пришлось взять бутылки-малышки по 0,3 л. В этот момент я и почувствовала осадное положение, хотя, конечно, оно временное и паники нет. Люди с детьми были в магазине – правда, все в масках. Не увидела тревоги на их лицах. Всё было как всегда.
Все новости начинаются и заканчиваются сообщениями о коронавирусе. Многие отменили запланированные новогодние поездки: вокзалы и таможни с большим скоплением людей как раз и есть рассадники болезней, безопаснее переждать. Да и граница закрыта из‑за чрезвычайной ситуации. Люди не могут пересечь границу, возвращаясь из отпусков, сидят в приграничных городах. Ситуация непростая с въездами и выездами.
За внучку пока не сильно беспокоюсь, у неё с 9 января по 17 февраля каникулы. Как дальше будет с посещением школы, увидим».
Андрей Губаренко, живёт в Гуанчжоу (14,5 млн жителей):
«На работу мне, как и всем жителям Китая, после празднования Нового года надо было выходить в пятницу, 31 января. Но власти продлили выходные до понедельника, чтобы снизить поток передвигающихся китайцев (а он в новогодние дни возрастает в несколько раз).
Честно говоря, расстроился: все эти дни с девушкой просидели дома, еду и продукты заказывали, устали от пассивного отдыха. Иногда выходим прогуляться, но только в парк, чтобы меньше контактировать с людьми. Первый раз видел в Гуанчжоу безлюдные улицы. Скучаю по тренажёрке – её закрыли. Конечно же, отменили все праздничные мероприятия, люди ходят только в масках.
Но паники нет совершенно. Судя по маминым истерикам, в России её гораздо больше. Как‑то с девушкой посмотрели, что говорит о коронавирусе российское телевидение, и решили этого больше не делать. Здесь, в Китае, в частых новостных блоках по ТВ рассказывают и показывают, как больных лечат, вывозят, успокаивают, что ситуация под контролем. При каждой государственной больнице есть специальное отделение для пациентов с высокой температурой. Списки и адреса больниц распространяют в соцсетях местные власти. Врачей и медперсонал вызвали из отпусков.
Я думаю, лично для меня и моей девушки паниковать нет причин: в основном коронавирус косит стариков и маленьких детей. Остальные заболевшие благополучно вылечились. Больше боюсь, чтобы работа не тормознулась: вдруг наши партнёры побоятся приезжать. Вот это страшнее, чем какой‑то вирус».
А что в Белгороде
В Белгородской области из‑за угрозы распространения коронавируса усилили контроль пропуска через госграницу. Особенно это касается пассажиров международных авиарейсов. Их встречают санитарные врачи Роспотребнадзора. У прибывших проверяют температуру тела с помощью тепловизоров.
Алгоритм такой: если прибор фиксирует повышение температуры, её измеряют повторно, обычным градусником. Тех, у кого температура действительно поднялась, должна незамедлительно забрать скорая помощь.
Пока в России, и в Белгородской области в частности, ситуация благополучная – заболевших нет. Специалисты Роспотребнадзора уверяют: если появится хоть один больной, его сразу изолируют и начнут лечить.
По данным ведомства, на 29 января в регионе низкий уровень заболевания ОРВИ. Зарегистрировано 7 случаев сезонного гриппа В и 6 случаев гриппа А (H1N1).
Специалисты Роспотребнадзора советуют не контактировать с заболевшими вирусными инфекциями, избегать массового скопления людей и в качестве профилактики чаще мыть руки с мылом, делать влажную уборку и проветривать помещение.
С россиянами беседовали Олег Гончаренко, Елена Мирошниченко и Екатерина Гавриленко