«Моя любовь – флора и фауна». Почему краснояружец считает, что растения нельзя обижать
В огороде Джумали Салаева перец и баклажаны высажены ровными рядами
-
Статья
-
Статья
В теплицах кудрявятся огурцы, зелёными плодами свисая с плетей, глянцевыми боками поблёскивают аппетитные томаты. В хуторе Вязовском у семьи Салаевых идёт сбор овощей. В этом году, несмотря на сюрпризы погоды – майские морозы и июльскую аномальную жару, предприниматель ожидает получить до 30 тонн овощей.
Новые теплицы
Хутор Вязовской относится к Колотиловскому поселению. Места живописны не только природной красотой, но и географическим расположением на карте. Если посмотреть сверху – вся Колотиловка выглядит как большой бант на голове первоклассницы. Во второй части этих очертаний, более удалённой от опасной границы (до неё 12 км), живут трудолюбивые люди – турки-месхетинцы. Семьи у них большие, многодетные, чтобы прокормиться, работать нужно много и продуктивно.
У четы Салаевых четверо детей. Старшему – 34, младшему – 15. Сын в Москве, дочь в Ростове, остальные – в помощь родителям. Джумали Кошали-оглы (его полное имя) по образованию учитель биологии, оканчивал Бакинский университет.
Себя он называет агрономом. Овощеводство знает и любит. Поэтому, когда два года назад ему предложили стать участником программы «Агростартап» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» и получить грант – 3 млн рублей, предприниматель написал бизнес-план и успешно защитил.
Семья закупила материалы для строительства теплиц и мотокультиватор, необходимый для облегчения рабочего процесса. И уже весной 2023 года в новых теплицах высадили огурцы и томаты. А в этом году Джумали решился на эксперимент – сразу после первого урожая убрать отработанную подсохшую лозу от огурцов и помидоров и посадить рассаду для второй очереди.
«Раньше я жил с родителями на Кавказе. Там урожай в сезон собирали два раза. Здесь только один. Поэтому хочу растениям создать такие условия в теплице, чтобы тоже собирать два раза. Получится или нет, не знаю. Много от чего зависит, климат там особый. Но решил, значит, попробую», – делится с «Белгородской правдой» предприниматель.
В день нашего приезда вечером семья сажала задел на будущее – 5 000 стаканчиков. В старой теплице выстроились красивые ряды пластиковых горшочков.
«Я азартный, 25 лет занимаюсь овощами, – улыбается Джумали. – Флора и фауна – моя любовь. Буду добиваться своего, должно получиться».
Волшебное слово
За эти два года им было чему удивляться. Радовались, когда в прошлом году до октября месяца в огороде всё стояло зелёное и хорошо плодоносило, огорчались, когда в мае мороз побил уже окрепшую рассаду и пришлось почти всё пересаживать, а часть спасать от гибели. Тогда носились со слабыми растениями, как с больными детьми, выхаживали, поливали, подкармливали. Что не отошло, пересадили. Но переживаний было много.
«Растения, как дети, их нельзя обижать, а я чувствую, когда им плохо, тогда и мне тоже внутри горько, я с огорода не ухожу, думаю всё время, как лучше им сделать», – говорит глава семейства.
Волшебное слово для будущего урожая знает и его вдохновитель, так Джумали называет супругу Гульнару.
Она всегда рядом с ним, и в беде, и в радости. Через 15–20 дней в стаканчиках поднимутся молодые
растения. Она с невестками высадит их в теплицах, будет заботливо ухаживать и очень много работать.
«Мы на молодёжь не жалуемся, они всё делают, учатся, помогают старшим. Вот наш наследник Озан, он всё умеет, – Джумали знакомит нас с младшим 15-летним сыном. – Я работал дома с десяти лет, постоянно говорил: «Отец или мама, отдохните, я уже взрослый». Хотя какой же я взрослый был? А когда в университете учился, моему отцу было почти 70 лет. Я говорил: «Отец, не ходи в огород, я в субботу приеду, за два дня всё сделаю». Так мы относились к родителям, и дети наши, новое поколение, тоже нас уважают».
Озан рассказал, что учится в Ракитянском техникуме, осваивает профессию механика. Дома на нём большое хозяйство: быки, коровы. Их нужно кормить, за ними чистить, а ещё в теплицах выполнять тяжёлую работу – носить вёдра с собранным урожаем. Потом уже овощи берёт отец и продаёт их в Белгороде на ярмарке или в овощных магазинах области. А это большой труд.
Планы оптимистичные, и глава семьи с надеждой на перемены делится с нами.
«Если всё будет хорошо, – подчёркивает предприниматель, – в 2025 году доведём производство овощей до 40 тонн. Наладим оптовую торговлю. Какую‑то часть будем отдавать в розницу. Будем расширяться. В этом году мы обратились в районную администрацию для получения разрешения на увеличение земель».
Елена Ховхун