С молитвой и РЭБом на хлебных полях. Как трудятся аграрии в белгородском приграничье
«Белгородские известия» выехали в Валуйский округ
-
Статья
-
Статья
Июль. В муниципалитете вовсю идёт уборочная страда. По полям здесь и там виднеются комбайны, машины, перевозящие убранное зерно. Работники сельхозпредприятий – от механизаторов до агрономов – спят всего по несколько часов в сутки, стараясь максимально быстро, пока погода позволяет, убрать созревшие пшеницу, рожь, горох. Ведь не зря говорят, что летний день целый год кормит.
Но вблизи границы помешать уборке урожая может не только непогода, но и сложившаяся ситуация, при которой есть угрозы обстрелов и атак беспилотных летательных аппаратов. Враг цинично и беспринципно бьёт по мирным людям, в том числе и по сельхозработникам. Как в таких условиях справляются валуйские аграрии, мы увидели на полях в зоне со сложной оперативной обстановкой.
Места, знакомые из сводок
Когда едем на поля, которые располагаются совсем недалеко от границы, нас предупреждают:
«Работать нужно максимально быстро. Большое количество легковых машин может заинтересовать врага, и тогда вероятен удар либо дронами, либо артиллерией. Лучше не подставлять наших аграриев».
Проезжаем Казинку и другие населённые пункты, которые в последнее время часто встречаются в оперативных сводках: Борки, Новопетровское… Сюда прилетает часто, но люди продолжают жить и работать. Вот и сейчас в гудящем от зноя поле плывут огромные современные комбайны, скашивая озимую пшеницу. Только комбайны эти отличаются от своих собратьев в других регионах тем, что затянуты антидроновой сеткой. Подобное оборудование поможет сберечь комбайнёра и саму машину от критических повреждений.
Замначальника управления АПК и природопользования администрации Валуек и Валуйского района Евгений Чуприна рассказывает:
«Всего в нашем округе посеяли 36 402 га зерновых, убрали уже больше 12 тысяч. Снят горох с площади в 2 866 га, урожайность составила 17,2 ц/га. Аграрии работают, несмотря на тяжёлую обстановку».
Мы приезжаем на поля компании «Русагро». Около 600 га засеянных земель тянутся вдоль границы. Местные рассказывают, что боевики ВСУ, как фашисты в своё время, не только атакуют людей, но и пытаются жечь хлеба.
Потому аграрии под прикрытием аппаратуры радиоэлектронной борьбы (РЭБ) окашивают и опахивают поля квадратами, чтобы не потерять при пожаре весь урожай. И даже если один квадрат сгорает, огонь не перекидывается на оставшиеся зерновые.
Заглушить небо
Управляющий Иван Тарасов встречает нас, и мы едем на поле. Там – машины РЭБ. У каждого сотрудника – специальный прибор, позволяющий отслеживать беспилотные летательные аппараты.
«Для защиты работников мы приобрели стационарные РЭБы. Они в большом радиусе гасят дроны. У каждого из них есть определители, которые показывают, если приближается дрон. Даже тип его можно определить. Если засекаем по специальному прибору, что приближается беспилотный летательный аппарат, то включаем РЭБ – и дроны падают, не долетают. Также у специалистов участка машины оборудованы средствами радиоэлектронной борьбы, которые глушат сигналы FPV-дронов», – отмечает Иван Тарасов.
Он подробно рассказывает о мерах безопасности: кроме того, что рядом с работающей техникой находятся передвижные комплексы радиоэлектронной борьбы, аграрии, трудящиеся в поле, снабжены бронежилетами, касками, аптечками. Все виды техники: комбайны, перегрузчики, обслуживающие машины – укреплены антидроновыми сетками. Уборочная кампания идёт по графику. Уже собрали горох, более половины озимой пшеницы, на подходе – яровая.
Настоящие герои нашего времени
Знакомимся с комбайнёром Александром Кавыршиным. На площадке комбайна и в бронежилете он смотрится как былинный герой. На плече – заправленные в бронежилет жгуты: чтобы находились под рукой в случае необходимости. В прошлом году Александр Викторович получил ранение – осколок пробил ногу, но мужественный механизатор даже не подумал переехать, сменить место жительства и работу. Хотя честно признаётся, что бывает очень опасно:
— Было, и не раз, когда прилетало. Даже комбайн шатало взрывной волной.
— Что делаете в этих случаях? – спрашиваю комбайнёра.
— Молимся, – отвечает Александр Кавыршин. – На безопасное расстояние уезжаем, а потом возвращаемся. Кто‑то же должен народ кормить. Поэтому надо работать.
Александр Викторович объясняет, что погодные условия в этом году не самые благоприятные. Вначале – майские морозы, теперь вот – сушь да жара. Тем не менее получается убрать до 35 ц/га:
«Недели две уже на уборке. Вроде справляемся».
Он начинает рассказывать не об опасности, а о новом комбайне, который купили в прошлом году, антидроновой сетке, огнетушителях, а также о производительности и удобстве работы на новой технике.
— Не страшно работать в таких условиях? – спрашиваю у Александра Кавыршина.
— Жизнь‑то продолжается, – отвечает он. – Раз живы, то надо жить, просто соблюдать меры предосторожности. У меня – сразу несколько аптечек в комбайне, свои обезболивающие, потому что не все медикаменты мне подходят, жгуты.
— Чего хотелось бы? – уточняю у комбайнёра.
— Чтобы не было прилётов. И тем, кто в прифронтовой зоне работает, – удачи!
На следующий день нам сказали, что на том валуйском поле сразу после нашего отъезда был обстрел. Немного пострадал трактор-перегрузчик, но работники остались невредимы. Они переждали опасность и вновь взялись за свой нелёгкий, но благородный труд. Не былинные – настоящие герои нашего времени. Трактористы, водители фур, комбайнёры, механизаторы, агрономы – жители приграничья, не просто делающие свою работу, но своими ежедневными подвигами вписывающие новую страницу истории нашей страны.
Алексей Стопичев