Белые и пушистые. Почему белгородский фермер разводит кроликов
«Белгородская правда» знакомится с житьём-бытьём символа 2023 года
-
Статья
-
Статья
Многие владельцы личных подсобных хозяйств выбрали основным занятием кролиководство, так как кролики плодовиты и скороспелы, а затраты на их кормление невелики. В итоге они получают экологически чистое, диетическое, вкусное мясо, хоть к своему столу, хоть на продажу. Правда, разводить этих животных непросто, так как существа они очень нежные, склонные к болезням, требующие особого внимания и знаний.
Но это ничуть не пугает Виктора Ширина из корочанской Алексеевки. Он занимается ушастыми с юных лет и держит 250–450 кроликов.
Разводи и зарабатывай
Судьба свела Виктора Васильевича с кроликами ещё в детстве: в семье их всегда держали. К тому же при Алексеевской школе действовал кружок кролиководства, где ребята с удовольствием ухаживали за пушистыми зверюшками.
«Когда другу купили мопед, мне тоже захотелось, о чём я сообщил родителям. Но вместо мопеда отец принёс трёх кроликов. Сказал: «Разводи и зарабатывай. Сдадим – хватит на мопед, значит, купим». Кроликов я развёл. Мы их сдали и вместо мопеда мне купили мотоцикл, – вспоминает Виктор Ширин. – С тех пор, кроме перерыва на службу в армии и работу на Севере, я всегда держал кроликов».
Вновь их завели в семье около 10 лет назад.
«Начинали для себя, чтобы кормить детей чем‑то полезным, а не тем, что предлагают в магазине, – объясняет Виктор Васильевич. – А тут и друзья стали интересоваться, можно ли приобрести у нас мясо. Как известно, спрос рождает предложение, так что мы начали наращивать производство. Это дело меня затянуло, и я стал изучать практику других стран. Узнал, как разводят кроликов в Европе и в Китае, чем кормят, как содержат. Всё, что казалось полезным, внедрял у себя».
Победил металл
Сейчас все кролики Шириных выглядят как близнецы: белоснежные, с аккуратными розоватыми ушками и красными глазками. Разница только в величине. Это порода белый паннон, которую Виктор Васильевич выбрал за покладистый характер и мясистость.
Поначалу Ширины держали кроликов в обыкновенных деревянных клетках. Потом пытались внедрить клетки, изобретённые кролиководом с мировым именем Игорем Михайловым. Пробовали и другие домики. Ничего из этого Виктору Васильевичу не понравилось, так как много времени уходило на чистку и мойку. По словам фермера, дерево слишком хорошо впитывает влагу, поэтому его сложно продезинфицировать и вычистить до конца.
Сейчас кролики (в день, когда мы побывали в гостях у Шириных, их насчитывалось около 250 особей) живут в металлических клетках, которые, на радость хозяину, ничего не впитывают. Пол – решётчатый, так что отходы жизнедеятельности животных не скапливаются, а проваливаются вниз, где их гораздо проще убрать.
«Перейдя на такой тип содержания, мы сразу отсекли несколько кроличьих болезней», – отмечает Виктор Васильевич.
Ушастые мачо
Самые крупные обитатели хозяйства – взрослые самцы. Здесь их девять, и проживают они в самых больших клетках. Роскошные апартаменты нужны для комфортных свиданий с невестами. Кстати, в отличие от остальных домиков, перегородки между клетками у них не решётчатые, а сплошные.
«Кроли не должны друг друга видеть, – поясняет корочанец. – В противном случае мех у них будет жёлтым, а не белым. Видя соседа и ощущая его запах, кроль будет пытаться перебить его своим. Сосед же, на-оборот, попытается пометить нахала».
Как у любых мачо, главные события в жизни этих ушастых ловеласов – встречи с противоположным полом:
«У каждого кролика свой характер. Есть галантные кавалеры, которые ухаживают за самочками, бегают, «танцуют» перед ними. А есть те, что сразу сделают дело и готово, дескать: «Давай, до свидания!».
Недаром говорят, что быстро только кролики плодятся. Приватные встречи заканчиваются на самом деле очень скоро. Обычно на всё про всё хватает 20 минут.
Всем по десятку
Интересно, что зайчата появляются на свет уже полностью сформированными: зрячими, слышащими, с шерстью и прочными зубами, способными грызть твёрдую пищу. А вот крольчата совсем наоборот – слепыми, глухими и лысенькими.
В один день кролится сразу несколько самок, и одна приносит, к примеру, 14 малышей, а другая – 6.
При этом у каждой матери породы паннон по 10 сосков (у остальных кроликов на два соска меньше), значит, она может полноценно выкормить только десяток детей. Поэтому новорождённых распределяют поровну между мамашами.
В хозяйстве Шириных махонькие крольчата с совсем уж малюсенькими лапками и ушками барахтаются в лотках с опилками и пухом, а матери находятся рядом, но не с ними. Клетки для самок и их отпрысков имеют два отделения: в одном обитает сама крольчиха, а в другом – детёныши.
«В восемь утра у нас начинается рабочий день, и первым делом мы поднимаем задвижки. Матери заходят, кормят, потом выходят, и мы опять задвигаем. Если крольчиха случайно вытащила из пуха крольчонка, мы его сразу же посадим обратно, и он не замёрзнет, – объясняет Виктор Васильевич смысл приспособления. – Также самка в стрессе не затопчет детёнышей, так как у неё нет возможности заскочить к ним в панике».
Когда крольчата подрастают, перегородку убирают, и они живут вместе с матерями, а ещё чуть позже – переезжают в отдельное жильё.
До трёх месяцев
Благодаря известным комикам мы раз и навсегда запомнили, что «кролики – это не только ценный мех, но и 3–4 кг диетического, легкоусвояемого мяса». Чтобы получить именно такой – полезный и вкусный – продукт, на ферме забивают трёхмесячных животных:
«В советское время нам говорили, что кролики – диетическое полезное мясо. Но никто не объяснял, что речь идёт о мясе в возрасте забоя до 90 дней. Итальянцы вообще не используют в пищу крольчатину, которая пережила 100 дней. Такую перерабатывают на корм животным».
По словам Виктора Ширина, после трёх месяцев мясо кролика более жёсткое. Также после 100 дней животное становится половозрелым и приобретает специфический запах.
«У меня было много знакомых, которые не ели крольчатину именно из‑за этого запаха, – говорит Виктор Васильевич. – Как‑то мы пригласили гостей попробовать нашу крольчатину, и они долго не верили, что это вообще был кролик».
Видео Павла Колядина
Как норка
А вот утверждение о ценности кроличьего меха в наше время не актуально. Во‑первых, никто сейчас в промышленных масштабах шкурки не закупает. Во‑вторых, у трёхмесячных кроликов мех ещё не подходит для обработки. Его используют разве что для изготовления аксессуаров. Впрочем, для этого разводят кроликов породы рекс, которые бывают самых разных окрасов: белые, голубые, чёрные, коричневые, двухцветные, огненно-рыжие, серебристые, крапчатые и другие.
«Если взять кусочек шерсти такого кролика, не зная, чья она, можно подумать, что это норка», – уверяет Виктор Васильевич.
Хоть мех кроликов сейчас популярностью и не пользуется, зато спрос на нежное мясо только растёт. Не надоедает продукт и самим Шириным. Владелец хозяйства называет кролиководство состоянием души и занимается своим делом с огромным удовольствием. И, может быть, теперь на его примере кто‑нибудь ещё захочет попробовать себя в роли кроликовода. Когда же, если не в году Кролика?
Анна Емельянова