Яблоко задора
В апреле 2014 года Евгений Савченко заехал в гости к переехавшим из Молдовы в Грайворонский район фермерам, разбившим здесь сады. Пожилой глава семейства Валентин Берзой заявил губернатору, что Белгородская область всенепременно должна вырастить 1 млн тонн плодовых культур к 2025 году – таковы были расчёты самого фермера, на основании данных об имеющихся площадях в регионе. В этот же день Евгений Савченко предложение фермера обсудил на уровне правительства, рекомендовав подойти к этой идее как к крупному проекту – несколько таких по сути уже сделали сегодняшнее лицо экономики области.
В апрельском предложении фермера, поддержанном губернатором, читались патриотические чувства к Белгородской земле и даже некоторая ностальгия по масштабам садоводства времён СССР. Если же говорить об экономике идеи – с ней хуже. На вполне сложившемся рынке заправляли импортные поставщики. И ломать старые порядки в данном случае было бы сложнее, чем строить новые. Однако прошедшие несколько месяцев изменили не только рынок, но и всю страну. И если уйти в сторону от политики – романтичный поначалу проект по выращиванию фруктов выглядит перспективным и даже по-здоровому циничным: сложившаяся геополитика и проблемы в национальной экономике создают позитивный фон для его реализации.
Фруктовая нация
Каждый человек по медицинским нормам должен съедать хотя бы 55 кг плодов и ягод ежегодно. В пересчёте на всё население России объём потребления составляет около 7–8 млн тонн. Но россияне, как выясняется, любят фрукты свыше минимума: в 2013 году они съели порядка 9 млн тонн – это 66 кгна человека. Однако в потреблении доля отечественного продукта составляет менее трети – 32 %. Так обстоят дела в России. Конкретно в Белгородской области доля своих плодов повыше – 57 %, но и это довольно мало, учитывая сложившуюся на рынке ситуацию, когда прилавкам потребуются свои яблоки. Всего же в страну только за этот год ввезено плодов и ягод на сумму 6,2 млрд долларов США.
Понятно, что на рынке есть продукты, выращивание которых в России почти невозможно. Однако, по официальной статистике, 41 % импортируемых продуктов – те, для которых и здесь существуют благоприятные природно-климатические условия.
С садоводством в России начиная с постперестроечного времени было неважно. Если на мировом рынке страны активно интенсифицировали его, то свыше половины отечественных садов – старше 30 лет, с сортовым составом и качествами, которые сегодня не могут выходить на рынок. В среднем сроки окупаемости подобных проектов – 5–6 лет, что делает отрасль не такой уж привлекательной. В целом по стране за пятилетку площадь садов сократилась на 33 тыс. га до показателя 2013 года – 406 тыс. га.
Игра на опережение
В белгородском правительстве решили заняться плодоовощным производством, сделав акцент на семечковые культуры, т. е. прежде всего яблоки и груши. Региональные власти создали программу «Развитие отрасли садоводства с целью производства семечковых и косточковых культур в объёме 1 млн тонн в Белгородской области» – идея фермера, предложенная губернатору, обрела формальное воплощение.
В программе прописано обеспечение плодовых хозяйств и населения высококачественным посадочным материалом, замена малопродуктивных насаждений высокоинтенсивными садами, полное обеспечение рынка Белгородской области своими плодами, продажа посадочного материала за её пределы и кадровое обеспечение всей отрасли.
В то же время такие факторы, как довольно длительный срок окупаемости подобных проектов заставили правительство искать способы привлечения инвестиций извне. Таким инструментом в регионе сделали яблочный вексель, в котором прописывается доходность проекта, ориентировочные сроки погашения номинальной суммы и процентов, условия выплат и т. д.
Вырастить миллион тонн власти намерены с участием всех, в том числе маленьких фермерских хозяйств. В то же время программа развития садоводства предполагает, что основной прирост всё-таки дадут крупные холдинговые компании, которые будут инвестировать свои средства, кредиты и яблочные векселя.
Согласно принятой правительством программе, на уровень производства 1 млн тонн Белгородская область должна выйти к 2026 году. Попутно должны открыться порядка 8 тыс. новых постоянных и 10 тыс. сезонных рабочих мест в сельских территориях.
В департаменте АПК отмечают, что региональные сельхозкомпании уже приступили к подготовительному этапу программы, а первые гектары новых садов будут закладываться уже осенью 2014 года.
В борьбе за полки
Гендиректор группы компаний «Агро-Белогорье» Владимир Зотов заявил, что его холдинг в связи с санкциями только активизирует действия по инвестпроекту по производству яблок.
«Мы уже выделили в Прохоровском районе площади и начинаем заниматься с коллегами из Бельгии, Италии по посадочному материалу. К нам приехали специалисты с Украины, с Краматорска, и они будут участвовать в проекте», – заявил Зотов.
Он отмечает, что при колеблющемся потреблении 7–9 млн в целом по России производить 700 тыс. тонн неправильно.
«Надо делать вкусненькие корочанские и белгородские яблоки», – считает аграрий.
Вместе с крупными холдингами поднимать миллион тонн должны те, кто ещё до принятия программы решил заниматься выращиванием плодов и ягод.
Фермер Александр Мамонтов вместе с супругой занимается в селе Погореловка Корочанского района производством яблок. Их цель – получить не менее 25 тонн к 2015 году при помощи закладки 2 тыс. деревьев на 1 га.
«Дело это хорошее, выгодное. Единственное – не сразу окупается, нужно чтобы прошло несколько лет. Зато потом как минимум на 30 лет сад. Проблема только одна – посадочный материал. Саженцев в наличие нет, чтобы сейчас сразу 1 млн тонн в области вырастить. Что касается реализации, если это будет хорошее товарное яблоко, то оно будет продаваться по нормальной цене и без каких-либо проблем. Местное яблоко будет дешевле по себестоимости того, которое мы закупаем в Китае, в Польше, других странах», – отмечает фермер.
Когда Александр Мамонтов начинал проект, о санкциях в отношении импортёров никто и подумать не мог, поэтому рассчитывать на них он не хочет и впредь.
«Это дело политически тонкое. Сегодня запрещают, завтра откроют. Нам главное, чтобы было отличное товарное яблоко. Сейчас люди хотят качественный продукт. Если сделаем – проблем не будет. За хорошим яблоком люди в очереди стоят», – говорит Мамонтов.
По его мнению, проблем с технологиями и препаратами нет – для проектов нужны желание и деньги. Он отмечает, что при грамотном ведении проекта, окупить его можно в течение трёх лет. Поэтому в возврате инвестиций фермер не сомневается.
Ау, люди, вы где?
Фермер Елена Чеснокова занимается производством земляники в Яковлевском районе Белгородской области. По её словам, главным препятствием в развитии всякого проекта по выращиванию плодов или ягод является отсутствие людей – отрасли катастрофически не хватает кадров.
«Проблема с людьми колоссальная. Нам помочь пытается и центр занятости, но помощь получается незначительной и совсем не по их вине. Мы уже говорили с фермерами, что надо создавать ассоциацию, которая бы занималась сезонными рабочими. Мы, например, согласны, чтобы кто-то предоставлял нам кадры, называли цену, люди ответственно отрабатывали бы, и всё. Мы давно планируем расширяться, а боимся только того, что некому будет работать», – говорит Чеснокова.
При этом свою негативную лепту в плохую картину с кадрами по-прежнему вносит алкоголь.
«Вот такой работник поработал день и мне честно признаётся, что он сейчас пойдёт, возьмёт бутылку и ему больше не надо. Через три дня ему ещё понадобится – он ещё придёт. Вот такая ситуация», – сетует Елена Чеснокова.
Судя по всему, региональным властям для того, чтобы приблизиться к своей цели, кадровый вопрос придётся решать каким-то оригинальным способом – сейчас в отрасли людей явно не хватает.
«Это самый острый вопрос. Причём это не одна я скажу. Все фермеры, которые занимаются плодоовощной продукцией, сталкиваются с проблемой людей», – подчёркивает фермер.
Она также замечает, что со сбытом проблем не возникает, а главный вопрос – создание качественного продукта, которое достигается объёмными капиталовложениями. Задачу региональных властей Елена Чеснокова считает вполне выполнимой: многие и так предпочитают местный продукт. Причём предпочтение это вне политического контекста.
«Белгородцы сейчас народ привередливый – люди узнали, что такое качество, и его требуют. Я по себе скажу: все помидоры покупала этой зимой только местные, несмотря на то, что у них цена была в два раза дороже, чем у турецких. Но я в жизни не возьму этот турецкий помидор», – говорит аграрий.