Как научные разработки белгородского студента помогут сельскохозяйственной отрасли
«Белгородская правда» поговорили с 23-летним Максимом Жерновым, который сейчас получает сразу два высших образования – инженерное и экономическое
-
Статья
-
Статья
Максим – соавтор двух патентов на изобретение. А недавно он вошёл в число победителей конкурса «Умник» Фонда содействия инновациям и получил грант 500 тыс. рублей на реализацию своего проекта.
Как всё успеть
Называется проект «Разработка конструкции устройства для внесения твёрдых сыпучих консервантов на кормоуборочном комбайне».
«Вот, например, в хозяйстве заготовили силос для коров, – поясняет Максим Жерновой. – Для лучшей сохранности в него добавляют специальный консервант. Как правило, это происходит уже после того, как силос полежит в специальных ямах. В таком случае есть вероятность, что консервант будет распределён неравномерно».
Идея, предлагаемая Максимом и его научным руководителем, кандидатом технических наук Владимиром Борозенцевым, заключается в том, чтобы вносить консервант в процессе работы кормоуборочного комбайна.
«Берём катушечный высевающий аппарат от сеялки, к нему крепим специальный бункер, в который засыпаем консервант, – рассказывает Максим. – Комбайн скашивает стебли кукурузы и непосредственно перед их измельчением равномерно вносит консервант. Такой способ более эффективный, он улучшает сохранность корма и в конечном итоге улучшает продуктивность сельскохозяйственных животных».
Известие о получении гранта застало Максима в Калининграде – эта поездка стала поощрением за бронзовую победу во Всероссийской студенческой олимпиаде «Я – профессионал»: студент Белгородского государственного аграрного университета им. В. Я. Горина отличился в направлении «Агроинженерия».
Поначалу, признаётся он, не сразу поверил в победу в «Умнике». Потом попытался представить весь объём предстоящих работ: проект, сессия, защита диплома – когда всё успеть? Но в итоге решил: раз взялся, нужно делать.
Идти до конца
В ближайшие два года студенту и его научруку предстоит плотно заниматься заявленной темой. Итогом станет макет устройства, которое пока есть только на бумаге.
«Нужно решить, где заказать катушечный высевающий аппарат, – объясняет Максим. – Бункер могу сам сделать – купить листы, заварить».
После окончания средней школы в посёлке Пролетарский Максим решил, что будет поступать именно в БелГАУ, выбрал инженерный факультет. Рассудил так: регион у нас сельскохозяйственный, работа для выпускника аграрного вуза найдётся всегда. Поступил на коммерческой основе, но успешно сданные сессии за первый курс позволили перейти на бюджет. Признаётся, отличная учёба далась нелегко: а ну‑ка, попробуйте сразу сдать английский язык, высшую математику, физику и философию.
«Но решил идти до конца», – улыбается он, вспоминая ту сессию.
Научными исследованиями Максим Жерновой стал заниматься уже к окончанию первого курса. Под руководством Владимира Борозенцева попытался решить инженерную задачку – как сделать более эффективной сепарацию зернового вороха. Для тех, кто не знает, зерновой ворох – это зёрна сельхозкультур с сорными примесями: обломками стеблей, мякиной. Специальное устройство на комбайне его просеивает, то есть сепарирует:
«Мы ничего не меняем в конструкторской части комбайна, лишь дополнили процесс сепарации ещё одним этапом. Прикрепили к сепаратору что‑то вроде жалюзийной рамки, которую можно поворачивать под нужным углом. Это позволяет получать меньшую засорённость зерна, а стало быть, улучшает его качество».
По этой теме студент Жерновой писал дипломную работу, готовил научные статьи.
Новый опыт
Он не упускает шансов проявить себя. Ещё к окончанию школы выучился водить автомобиль. Тогда же завёл канал на «Ютьубе», снимал ролики – это умение очень пригодилось для работы в студенческой пресс-службе БелГАУ.
«Тракторные» права получил уже в вузе и немного жалеет, что пока не научился управлять комбайном. Участвует в конкурсах, профессиональных олимпиадах и форумах для студентов, таких, например, как «Молодые агролидеры России». Сейчас получает повышенную стипендию за научную деятельность, плюс президентскую и правительственную. Как лучший студент года становился обладателем стипендии от фонда «Поколение».
А со 2-го курса бакалавриата поступил на заочное отделение экономического факультета БелГАУ. Чтобы, как сам он признаётся, расширить кругозор и возможности трудоустройства. Началась жизнь в другом ритме: с утра до обеда на парах на одном факультете, потом – пары на другом. И при этом в его жизни есть место не только учёбе, но и отдыху и занятиям спортом: вечерним пробежкам и турнику.
А дальше, вероятно, будет аспирантура, кандидатская диссертация. В то же время молодой человек хочет получить практический опыт, поработать на производстве. И можно не сомневаться, что всё у него получится – с такой‑то целеустремлённостью.
Нелля Калиева