Яблочный вексель
Садоводство в сельском хозяйстве считается одной из самых доходных отраслей, но требует больших вложений. Деньги эти окупаются в пределах 5–8 лет. Чтобы поддержать начинающих и уже опытных сельхозпроизводителей, дать им ресурсы для того, чтобы производить миллион тонн яблок в год, руководство региона планирует запустить уникальный проект – «Яблочный вексель».
Стоить яблочный вексель будет в пределах 1,5–2 млн рублей. Эта сумма рассчитана на то, чтобы разбить сад на одном гектаре земли.
Стать держателями таких векселей смогут как белгородцы, так и жители других регионов. Гарантом сохранности денежных средств будет выступать сама Белгородская область. Планируется, что каждый вексель будет окупаться через 5–6 лет, а затем начнёт приносить своему держателю прибыль – четверть суммы от продажи урожая.
«Яблочный вексель может дать мощный толчок развитию садоводства», – говорит генеральный директор ЗАО «Корочанский плодопитомник» и ООО «Корочанские сады» Виктор Городов.
Он хорошо знает, как важна помощь государства в развитии садоводства. Именно ему пришлось возрождать некогда славные корочанские сады.
Саду быть
«…Большие яблоки в серебряном поле для того, что сей город оными производит знатный торг», – именно так герольдмейстер в 1780 году описал герб Корочанского уезда. Здешние земли испокон веков славились яблоневыми садами. Здесь же были созданы первые в стране сад и питомник для промышленного производства яблок, открыта одна из первых школ садоводства.
Вернуть былую славу корочанским садам сумел Виктор Городов. Хотя его профессия и карьера были далеки от садоводства. На закате эпохи СССР Виктор Иванович возглавил строительный кооператив, с 1993 года занимался газификацией области.
«Ситуация складывалась, можно сказать, драматически. Мы газифицировали больше половины Корочанского района, в том числе тянули газопровод высокого давления. Денег не было. Зарплату отдавали всем чем угодно. Бюджет области задолжал нам, и в счёт долгов 1998 году отдал корочанские сады», – вспоминает Виктор Городов.
Но деревья были в плачевном состоянии, больше десятка лет ими никто не занимался. Виктор Городов пригласил в Корочанский район учёных-садоводов Муханиных из города Мичуринск. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор Виктор Муханин вместе с сыном Игорем (он тоже доктор сельскохозяйственных наук, изучили сады. Учёные дали заключение, что деревья можно спасти. С тех пор Муханины стали тесно сотрудничать с Корочанским плодопитомником.
Виктор Городов признаётся, что столь кардинально поменять сферу деятельности было нелегко. Пришлось учиться всему и сразу.
Путёвки в жизнь
В 1999–2000 годах Городов привёз в свои сады 64 сорта яблок. Их изучили, испытали, отобрали для выращивания лучшие.
«Сегодня больше, чем мы, в России никто не занимается экспериментами. Мы испытали сортоподвойные комбинации практически всех наших и импортных сортов яблонь. Различные комбинации подвоев и привоев ведут себя в наших условиях по-разному. Мы стремимся найти золотую середину и определить, на каком подвое производить тот или иной сорт, – рассказывает Виктор Городов. – Сейчас мы уже чётко понимаем, какие сады должны расти у нас в Белгородской области, какие деревья не только дадут богатый урожай, но и, что немаловажно, хорошо перенесут зиму».
Садоводы Корочанского плодопитомника отобрали восемь сортов яблонь, которые лучше всего приспособлены к белгородскому климату. Яблони отбирали по основным пяти показателям: дерево должно давать богатый урожай каждый год; плоды должны быть плотными, чтобы не пострадать при перевозке; яблоки должны хорошо храниться; быть красивыми, чтобы, радовать покупателя; должны быть вкусными.
Лучшие показатели дали яблони красных сортов: «лигол», «гала», «джонаголд», «альва», «женева», «дарья», «ханикрисп» и единственный зелёный сорт – «ренет Симиренко». Как показала практика, белгородским покупателям больше всего нравятся красивые сочные красные яблоки. Именно поэтому 90 % яблочного урожая Корочанского плодопитомника как раз и составляют красные яблоки. Оставшиеся 10 % насыщенного зелёного цвета приходятся на долю сорта «ренет Симиренко».
Детская любовь
«Самая большая проблема, с которой мы столкнулись, – нехватка рабочих рук и хороших руководителей. Найти можно всё: деньги, технологии, а грамотного руководителя найти невозможно, его нужно готовить 10–15 лет», – рассказал Виктор Городов.
Преодолеть самый сложный этап развития плодового бизнеса ему помогла любовь к садам. В кабинете руководителю приходится решать много бумажных вопросов. Ну а вечером он обязательно идёт в сад. С теплотой Виктор Иванович вспоминает своё детство, которое провёл здесь же – в Корочанском районе.
«Любовь к деревьям у меня с самого детства. Я родился и вырос, можно сказать, в саду. Моя мама работала в саду, улица, на которой мы жили, заканчивалась большими садами. Любовь эта и сыграла главную роль, – вспоминает Виктор Городов. – То, что я начал заниматься садоводством уже состоявшимся человеком, в какой-то степени плюс. Мне не нужно было повторять 20 раз одно и то же. Мне достаточно было 1–2 раза увидеть, услышать, и я запоминал всё».
Особый вкус
Корочанские сады раскинулись на 650 гектарах. Здесь растут вишни, черешня, алыча, груша, 10 гектаров занимают ягодники с садовой земляникой, 2 гектара – с малиной. Но всё же основу садов составляют яблони. Сады растут на том же месте, что и 200 лет назад. Постоянно здесь работают 260 специалистов, ежегодно в сезон нанимают ещё 200 человек.
«Наши яблоки имеют особый вкус. Если взять южное яблоко, например из Ростовской области или Краснодарского края, то оно будет более сладким, солнца там много больше, чем в средней полосе России. А яблоко из Воронежской области, где холоднее, окажется более кислым. А вот у нас, в Корочанском районе, яблоки получаются сладко-кислые. Это особый вкус – наши покупатели его знают», – рассказывает Виктор Городов.
Без химических удобрений
В планах у Городова – вывести Корочанские сады на европейский уровень. В среднем с одного гектара в садах собирают по 25–26 тонн яблок. Для России это солидный урожай, для Европы же – лишь половина от того, сколько тонн нужно собирать с гектара. Корочанцы делают уверенные шаги на пути к заграничным показателям и уже сейчас на отдельных участках сада получают по 40–45 тонн яблок с гектара.
Деревья здесь удобряют только органикой. Плодопитомник обзавёлся биоустановкой, на которой перерабатывают отходы из ближайшего мясоперерабатывающего завода.
«Мы не вносим в землю ни грамма химических удобрений. У нас растут экологически чистые фрукты», – с гордостью говорит Виктор Городов.
80 % от урожая Корочанских садов идёт на белгородские рынки. Оставшиеся 20 % расходятся по стране – от Мурманска и до Урала.