«Мы выращиваем честную еду». Как белгородка развивает органическое земледелие
Татьяна Зенина из Таврово рассказала «Белгородским известиям», как хобби превратилось в дело всей семьи
-
Статья
-
Статья
Пока власти решают, как увеличить объёмы производства овощей и ягод и привлечь больше частников к этому бизнесу, некоторые белгородцы уже активно включились в рискованное дело и успешно с ним справляются. Но и им не помешает помощь государства.
Жить на земле
Полчаса пути из пыльного города, и мы на месте. К нужному адресу ведёт укатанная грунтовка с поросшими травой обочинами. Рядом пусть небольшой, но лес и дачные домики, прячущиеся в зарослях вишен, яблонь и грецкого ореха. И не скажешь, что до цивилизации рукой подать.
Две теплицы и подсобное помещение – лишь часть большого хозяйства Зениных. В общем деле задействована вся семья. Сначала это было хобби, а за три десятка лет превратилось в дело всей жизни.
«Это вторая профессия, которая придаёт силы по жизни, поскольку земля и растения восстанавливают силы, дают мощный энергетический заряд. Я считаю, что люди должны жить на земле, как это было в давние времена», – уверенно заявляет Татьяна Зенина.
В этих теплицах она хозяйничает сама, в подобном комплексе по соседству за растениями ухаживает муж. А дети выращивают экологическую зелень на собственной сити-ферме.
Со всеми надо нянчиться
«Можете ходить, рвать и пробовать. Никакими химикатами мы их не обрабатываем, продукция у нас органическая», – с такими словами Татьяна Зенина распахивает перед нами двери теплицы.
Делаю шаг внутрь и попадаю в царство ароматов: запах томатов эффектно оттеняет базилик, пробуждая аппетит и вызывая желание прямо сейчас продегустировать помидоры и специи. Татьяна словно угадывает мои мысли и протягивает пару крошечных жёлтых плодов.
«Эти помидоры мы выращиваем для детей, поставляем в детский сад (договор на поставку заключают с частными детскими садами – прим. авт.). Дети их и домой носят – родителей угощают», – поясняет моя собеседница.
И показывает следующий сорт томатов под названием «монсеррат кабалье», они пока проходят испытания.
«Видите, какой мощный. Внутри абсолютно пустой, его разрезают и начиняют.
Рядом растёт немецкий сорт «ругантино», такие плоды весят почти по килограмму. Их собрали как раз перед нашим приездом, так что гигантов мы не увидели, но и то, что осталось, весьма впечатляет.
В теплицах, где мы находимся, растёт около 20 сортов томатов, а всего Зенины выращивают более 1 200 сортов. Никогда бы не подумала, что их может быть так много!
«Как человек имеет свой характер, так и каждый сорт со своим характером и особенностями. Со всем надо нянчиться. – Зенина подводит меня к кусту, плоды на котором больше похожи на виноградные гроздья. – Этот сорт называется «конфетто». Помидоры сейчас набирают сладость, и я всем говорю: «Не приставайте к ним!» Хочу понять, какой вкус они в итоге наберут. Но уже понятно, что растение – обжора: постоянно нужно кормить».
Срываем пару штук на пробу. И Татьяна тут же выносит вердикт:
«Здесь пока не хватает калийных солей. Будем кормить биогумусом».
Пикантная перчинка
Кроме томатов Зенины выращивают перец – всего 15 сортов.
«Это у нас растёт перец «падрон». Он сильно отличается по вкусу от обычного. Уникальность его в том, что среди сладких плодов попадаются пикантные или острые,» – поясняет Зенина и даёт попробовать чудо-перец.
Перец падрон, поджаренный на гриле или оливковом масле, – традиционная галисийская закуска (Галисия – одна из провинций в Испании – прим. авт.) Он действительно необычен на вкус. Похож на молодой зелёный горошек.
Буквально пара шагов, и на нашем пути ещё более уникальные перцы. Трогать руками кусты и плоды не стоит, сразу предупреждает хозяйка, поясняя, что по шкале Сковилла (шкала измерения остроты перца – прим. авт.) этот – один из самых жгучих. Здесь несколько сортов, и один из них – «каролина рипер», занимает третью строчку в рейтинге остроты.
«В прошлом году студентка не послушала моих советов и не надела две пары перчаток и маски, когда собирала перец. На следующий день пришла, а всё лицо бордовое и опухло, а к рукам пришлось прикладывать лёд».
Чтобы растению было хорошо
Зенины развивают так называемое органическое земледелие. Оно предполагает полный отказ от удобрений и использование только биогумуса – продукта жизнедеятельности калифорнийских червей.
«Привет, малыши! Простите, что потревожила, ой, как у вас жарко! Я полью, потерпите чуть-чуть». – Татьяна открывает аккуратный ящик из пенопласта и берёт горсть земли вместе с червяками.
На вид – обычные земляные черви.
Оказывается, они питаются огурцами, помидорами, капустой, но больше всего любят арбузы. А всего у нас в области живёт 14 видов червей. Они незаменимые помощники тех, кто выращивает органическую продукцию.
«Органическое хозяйство – это связь с растением. Ты смотришь на него и понимаешь, что происходит, например, с листьями, что нужно добавить при выращивании, что убавить. У нас были итальянцы, испанцы, американцы, французы. Мы учимся, общаемся с коллегами, я не из тех, кто будет держать секреты ухода за растениями при себе, потому что даже в разных теплицах каждый сорт будет с разными вкусовыми качествами», – говорит Татьяна Зенина.
Всему, что знает и умеет, она учит студентов. Предпринимательница заключила договор с сельскохозяйственной академией им. Горина, и вот уже пять лет студенты приходят сюда на практику и видят людей, действительно влюблённых в то, что они делают.
«Я считаю, что наша земля уникальная, и всё, что на ней растёт, – самое вкусное. А ещё знаете, в чём секрет? Вот когда ты берёшь это в руки – и просто обожаешь! Я когда уезжаю, то говорю им: «Ведите себя хорошо, я скоро приеду и обязательно вас полью, поговорю с вами». Человек, который не связан с природой, наверное, посмеётся над этим. А тот, кто любит её, меня поймёт», – уверенно говорит моя собеседница.
«Честная» еда
Продукция, выращенная заботливыми руками Зениных, разлетается на ура.
«Мы выращиваем честную еду, которой нужно кормить малышей, чтобы у них формировался иммунитет. Организм вообще – умнейшая саморегулирующаяся система. Но подпитывать её должна еда, а не корм. Уж простите за такое слово! Мы к здоровью должны подходить с помощью питания. Как говорится, да будет пища лекарством твоим», – уверяет Татьяна, и я, попробовав эту честную еду, вполне с ней соглашаюсь.
Под конец беседы спрашиваю Зенину о планах. Конечно же, у этой активной женщины они почти наполеоновские.
«У меня в Чураево есть 20 га заброшенного сада. Там я хочу высадить ежевику. Почему именно в саду? Сейчас очень активное солнце, а ежевика, если растёт под прямыми лучами, начинает «гореть». Нужно либо большое количество воды, но тогда ягода будет не такой вкусной, более водянистой, либо посадить её именно в саду, где будет естественная тень», – поясняет Татьяна Павловна.
Ежевику она тоже собирается выращивать только с использованием биогумуса. Подходящие сорта отбирали вместе со специалистами белгородского и воронежского ботанических садов.
Посадочный материал готов, нужно лишь разобраться с участком для будущего сада: расчистить его от зарослей и решить вопрос с транспортной доступностью и освещением. И если с первым она разберётся своими силами, то во втором и третьем рассчитывает на помощь властей. Осталось её дождаться.
Елена Коржова