Они уже получили первые результаты эксперимента и продемонстрировали их на конференции «Аэронет», где собралось почти 300 участников.
Агроном с планшетом
Цифровое земледелие – это что‑то из носовского «Незнайки в Солнечном городе». Их универсальные самоходные посадочные комбайны сами пахали, сеяли, боронили и тут же удобряли, а коротышки на расстоянии координировали их работу. То, что казалось фантастикой в конце 1950-х, становится реальностью в наши дни. Уже есть программируемые трактора, беспилотники, которые берут пробы грунта, и даже первые беспилотные комбайны.
В экспериментальной зоне «АгроНТИ» в Ивнянском районе работают 12 IТ-компаний со всей России, в том числе белгородская «ЦентрПрограммСистем» – одна из немногих, где сами разрабатывают программное обеспечение.
Идею о том, чтобы сделать беспилотники в полях такой же привычной техникой, как трактора, и показать всем, как это происходит, впервые озвучили губернатору Евгению Савченко на Гайдаровском форуме в январе. Выбрали компанию «Зелёная долина», которая согласилась экспериментировать и открыто показывать достижения и неизбежные недоработки. В феврале первые беспилотники уже замеряли толщину снежного покрова, в марте делали подробнейшие фотоснимки с дорогами, водостоками, возвышенностями и низинами. За весну инвентаризировали пахотные земли, проверили всходы озимых и яровых, обработали с беспилотника посевы удобрениями и провели видеомониторинг сельхозработ. К июню облетели 36 тыс. га в Ивнянском районе и занесли в базу 18 тыс. га пашни, или 219 полей.
«Надо отдать должное руководителям агрохолдинга за то, что они согласились стать публичной компанией, – говорит гендиректор «ЦентрПрограммСистем» Виктор Кононов. – Мы уже три года внедряем такие проекты по всей стране, но собственники обычно спускают их на уровень операционных менеджеров, а у тех и без того работы полно, поэтому говорить про внедрение результатов не приходится. Здесь же идёт системная работа».
Программисты совместно с агрономами проанализировали полученные данные, составили на все поля паспорта и подробнейшие 3D-модели. Они нужны, чтобы понимать, где уклоны, ложбины, где какие площади. Так технологии «Аэронет» помогают реализовать программу биологизации земледелия: агрономы видят, как построить процессы, чтобы сохранить плодородие земель.
Ход программы контролирует региональный департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды. У земельных инспекторов на мобильных устройствах такие же карты. К примеру, если уклон свыше 5 градусов, сеять нельзя – смывает, нужно делать залужение. Инспекторы сверяют с картами и смотрят: сделано залужение или нет. Для этого им и нужно знать каждый ручеёк, ложбинку, тропинку. Вся информация стекается в геоаналитический центр, который создаётся в департаменте.
Масштаб трагедии
Оптика беспилотников очень чувствительная: находят и свалки, и заброшенные участки. И технологические огрехи: забилась сеялка – и участок остался непросеянным, срезал трактор угол поля на пару метров – и вместо урожая трава. Но эти участки тоже закладываются в расчёты по семенам, обработке и будущему урожаю. В итоге – потери.
В России 120 млн га пашни. Виктор Кононов приводит расчёты учёных «Тимирязевки», по которым примерно 5 тыс. рублей с гектара можно сэкономить, если вносить удобрения не на всё поле, а только там, где это нужно.
Алгоритм выглядит просто: пролетели, получили с помощью камеры, снимающей в инфракрасном спектре, данные по индексу развития биомассы, иначе говоря, по всходам и росту посевов. На их основании составили карту внесения удобрений и загрузили её в трактор.
Питерский производитель беспилотных аэрофотосъёмочных комплексов «Геоскан» и учёные аграрного университета им. К. А. Тимирязева придумывали, как на основании инфракрасных снимков создать карту внесения удобрений. Такой же принцип обработки полей и от сорняков.
За счёт того, что удобрения вносят повсеместно, а не только там, где это необходимо, потери рынка составляют 600 млрд рублей. Плюс излишки химии в почве.
Из всех пахотных земель около 25 млн га пашни не используется. При среднестатистической урожайности пшеницы 26 ц с гектара отечественные аграрии недополучают 520 млрд рублей.
Данные ориентировочные, полной инвентаризации по всей стране не провели, но и они впечатляют.
«Мы проводили инвентаризацию в 15 областях и находили по 100–120 тыс. га брошенных и неучтённых земель, – констатирует Виктор Кононов. – Одному из крупнейших агрохолдингов страны так нашли 26 тыс. га, которые не стояли вообще ни на каком учёте. После этого уже на федеральном уровне подняли тему космического мониторинга земель. Находим и в нашей области неиспользованные заросшие куски, но площади небольшие».
Беспилотные комбайны не пошли
Первые показательные шаги сделаны. Участники эксперимента намерены его продлить на 2018 год: расширить территорию до 100 тыс. га, а список компаний – участников «Аэронет» – до 20–25.
«Аэронет» – только одно из направлений Национальной технологической инициативы (НТИ). Всего их девять.
«Принята дорожная карта «Автонет», будут и беспилотные трактора. Уже есть проекты, но пока это по большей части научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, их нужно обкатывать, – продолжает Виктор Кононов. – Мы пробовали зайти на белгородские холдинги, но безрезультатно. Внедрять нужно публично, чтобы все видели, что сделали, что не сделали, какие проблемы. Мы даже подключили компанию «Объединённые тракторные заводы», и она готова была войти в нашу область. Написали письма собственникам агрохолдингов, они спустили операционным менеджерам – и всё заглохло».
Не в лидерах, но в пионерах
«АгроНТИ» акцентируется на сельхозугодиях, а управление автоматизации – на инфраструктурных объектах, поселениях, выявлении неучтённых земель и свалок. Работа идёт параллельно.
Инвентаризацию провели в пилотных зонах – Белгородском районе и Старом Осколе. Нашли нарушений на десятки миллионов рублей.
«Люди выносят заборы далеко за пределы кадастрового участка, или огородил пруд общественный, баньку поставил – уже нарушение. В документах указывает ИЖС, а там на самом деле склад или магазин», – продолжает он.
После завершения инвентаризации всех земель получится единое информационное пространство – цифровая модель Белгородской области, о создании которой говорили в прошлом году.
«По уровню развития технологий в мире, я думаю, Россия в десятке. Что касается Белгородской области, мы в лидерах, хотя сейчас нужно говорить не о роли и позиции региона на рынке «Аэронет», а о том, что в области реально начали практику внедрения в сельском хозяйстве технологий НТИ, – считает Виктор Кононов. – То, что мы отработали на «Зелёной долине», уже можно внедрять широко, здесь можно общаться с аграриями, они расскажут, какие ошибки, что им нравится, не нравится, чем полезно. Осенью на конференции «Агроуправление», где соберутся аграрии и разработчики технологий для сельского хозяйства, мы открыто подведём итоги первого года работы».
— Какие вы видите перспективы «Аэронет» в Белгородской области?
— Самые радужные: вовлечь больше компаний, создать хорошую инновационную среду в регионе, подтянуть молодёжь, – оптимистично говорит Кононов. – Молодые и талантливые у нас есть. Все условия созданы, теперь нужно создавать рабочую среду, тогда будет и движение.