Слабый рубль обусловил ускорение инфляции в Белгородской области
-
Новость
-
Новость
При этом показатель в регионе впервые за много месяцев оказался ниже общероссийского.
За год (с июля 2022 года) рост потребительских цен ускорился с 3,66 до 4,08 %. В целом по стране инфляция разгонялась ещё активнее – с 3,25 до 4,30 %. Как и для всей России, усиление инфляционных тенденций связано прежде всего с ослаблением курса рубля, рост спроса на ряд товаров и повышение мировых цен на некоторые виды сырья.
В продовольственном сегменте рост цен ускорился с 2,24 до 2,90 %. Белгородцы ощутили повышение стоимости импортных овощей из‑за ослабления российской валюты – теперь в рублёвом эквиваленте их закупка обходится дороже. Из‑за этого, например, после четырёхмесячного цикла снижения цен вновь (на 1,75 %) начала повышаться цена на плодоовощную продукцию, в том числе картофель. По данным белгородского отделения Банка России, эта же причина лежит в основе роста цен на бананы и апельсины.
Для птицефабрик из‑за курса рубля стали дороже кормовые добавки, что повлекло за собой ускорение роста цен на яйца (с 14,49 до 17,40 %) и мясо птицы. Четыре последних месяца дешевели кондитерские изделия, но в июле цены на них в годовом выражении снова выросли – на 3,16 %.
При этом ряд продовольственных товаров в июле этого года по‑прежнему оказался дешевле, чем в июле 2022-го. Так, на 11,08 % оказались ниже цены на макароны и крупы, на 1,45 % – на масло и жиры, на 1,70 % – на сыр.
Общий тренд на рост цен в продовольствии неизбежно влечёт за собой повышение ценников и в общепите. В июле меню в среднем подорожало на 5,09 % в годовом выражении.
Почти на процент – с 1,49 % до 2,41 % – ускорилась инфляция в группе непродовольственных товаров.
Рост цен на моторное топливо ускорился с 2,88 до 5,23 %.
«Увеличение оптовых цен на моторное топливо привело к ускорению годового роста розничных цен на бензин. Кроме того, на динамике цен сказалось удорожание нефти и бензина на мировом рынке», – пояснили в Банке России.
Замедлилось падение цен на телерадиотовары (с 20,39 до 17,72 %), на средства связи (с 19,13 до 14,40 %), на электротовары и бытовые приборы (с 7,83 до 3,90 %). В июле впервые зафиксировали снижение цен (на 2,11 %) на печатные издания. По‑прежнему разгоняется инфляция (с 13,72 до 14,15 %) на табачные изделия.
«Ослабление рубля усилило давление на издержки российских автопроизводителей. Это привело к увеличению годовых темпов прироста цен на новые отечественные автомобили. Также на фоне ослабления рубля ускорился годовой рост цен на новые иномарки после их удешевления месяцем ранее. Дополнительно на динамике цен на новые автомобили отразилось увеличение потребительской активности», – отметили в ЦБ.
В целом рост цен на легковые автомобили ускорился с 0,28 до 0,71 %.
В сфере услуг темп роста цен снизился с 10,84 до 9,56 % за год. В июле не было привычного россиянам повышения тарифов на коммунальные услуги – оно случилось досрочно в декабре 2022 года. Лидерами же роста в сегменте услуг остаются зарубежный туризм (рост цен здесь немного успокоился – с 55,70 до 50,62 %) и экскурсионные услуги (инфляция ускорилась с 37,82 до 42,79 %).
Случившийся в августе новый виток падения рубля, очевидно, также повлияет на ускорение инфляции. В то же время решение Банка России от 15 августа резко – на 3,5 % (до 12 %) – поднять ключевую ставку уже повлияло на динамику курса рубля. Решение мегарегулятор объяснил желанием ограничить риски для ценовой стабильности.
В ЦБ заявили, что инфляционное давление в России продолжает усиливаться и в годовом выражении инфляция к 7 августа выросла до 4,4 %.
«Увеличение внутреннего спроса, превышающее возможности расширения выпуска, усиливает устойчивое инфляционное давление и оказывает влияние на динамику курса рубля через повышенный спрос на импорт. В результате усиливается эффект переноса ослабления рубля в цены и растут инфляционные ожидания. В дальнейшем сохранение текущих темпов роста цен на достигнутых уровнях означает значительный риск отклонения инфляции вверх от цели в 2024 году», – говорится в сообщении ЦБ.
Решение Банка России должно обеспечить такую динамику денежно-кредитных условий и внутреннего спроса, чтобы вернуть инфляцию к 4 % в 2024 году и стабилизировать её в районе этого показателя в дальнейшем.
Сергей Шевченко