В Белгородской области инфляция вновь начала ускоряться
-
Новость
-
Новость
По итогам июня она составила 3,66 %, однако в целом по 2023 году, согласно прогнозам Центробанка, россиянам нужно ждать роста потребительских цен на 5–6,5 %.
Эффект базы, благодаря которому в России весной 2023 года фиксировали рекордно низкую инфляцию, постепенно исчезает.
В Белгородской области в июне рост цен в годовом выражении ускорился с 3,10 до 3,66 %, а в целом по России – с 2,51 до 3,25 %. Низкий показатель объяснялся всплеском цен в апреле – мае 2022 года после введённых в отношении страны санкций, на фоне которого уровень цен в 2023-м вырос несущественно. Теперь же на ускорение инфляции влияет давление со стороны издержек производителей, рост спроса на непродовольственные товары и услуги, а также ослабление рубля.
Увеличение цен на продовольствие в регионе ускорилось с 1,77 (в мае) до 2,24 %. Запасы урожая овощей 2022 года заканчиваются, а импортная продукция дорожает из‑за снижения курса рубля. Это повлияло на замедление снижения цен на картофель и свёклу. В целом вся плодоовощная продукция по сравнению с 2022 годом стала дешевле на 7,18 %, хотя ещё в мае дефляция по ним составляла 11,88 %.
«По этой же причине ускорился рост цен в годовом выражении на морковь после её удешевления месяцем ранее. Также динамика цен на свёклу и морковь связана с низкой сравнительной базой прошлого года. В июне 2022-го морковь и свёкла дешевели из‑за наращивания импортных поставок и укрепления рубля», – объяснили в белгородском отделении Банка России.
Среди самых существенно подорожавших к прошлому году продуктов – яйца: плюс 14,49 % (в мае инфляция по ним составляла 11,66 %).
Из‑за подорожания импортных компонентов растут издержки производителей мяса птицы. Негативная эпизоотическая ситуация в других регионах увеличила спрос именно на белгородскую птицу в целом по России, поэтому предложение курятины внутри Белгородской области сократилось, она вновь начала дорожать. В целом мясопродукты в годовом выражении в июне выросли в цене на 2,37 %
Непродовольственные товары подорожали на 1,49 % (в мае рост цен по ним составлял 0,88 %).
Так, увеличение спроса повлияло на подорожание моторного топлива. Легковые авто в июне выросли в цене в годовом выражении на 0,28 % (в мае фиксировалось снижение на 0,32 %).
«Перестраиваясь под реалии, отечественный автопром сталкивается, в частности, с повышенными издержками из‑за роста цен на импортные комплектующие на фоне ослабления рубля. Как следствие – зафиксирован прирост цен на новые автомобили», – рассказал замначальника экономического отдела белгородского отделения Банка России Анатолий Бережной.
Кроме того, в ЦБ отмечают подорожание иностранных фармацевтических субстанций для производства лекарств: выросли издержки производителей медпрепаратов, а за ними и цены на лекарства. В целом по медицинским товарам инфляция в июне ускорилась с 1,51 до 3,75 %.
При этом отдельные товары в годовом выражении продолжают дешеветь. Например, дефляция по телерадиотоварам ускорилась с 16,50 до 20,39 % к прошлому году, а по средствам связи (в основном речь о смартфонах) – с 17,40 до 19,13 %.
В сегменте услуг инфляция нарастила темп с 10,38 до 10,84 %. Резко – с 25,80 до 37,82 % – подскочила инфляция на экскурсионные услуги.
«Предложений для зарубежного отдыха на рынке сейчас стало существенно меньше, зато увеличился спрос на экскурсионные услуги внутри страны. Повышенный спрос, как известно, способствует росту цен», – объяснил Анатолий Бережной.
Продолжает ускоряться инфляция(с 53,22 до 55,70 %) и на услуги в сфере зарубежного туризма – на фоне ослабления курса рубля подорожание туров неизбежно.
21 июля для сдерживания инфляции Банк России объявил о повышении ключевой ставки с 7,5 до 8,5 %. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что более высокая траектория ключевой ставки должна помочь экономике завершить 2024 год с инфляцией вблизи 4 % – этот показатель называют целью Банка России. При этом инфляция по 2023 году прогнозируется на уровне 5–6,5 %.
Инфляционные риски же для России остаются прежними:
«На прогнозном горизонте проинфляционные риски существенно усилились. К ним мы относим возможное увеличение разрыва между ростом спроса и возможностями предложения, в том числе из‑за сохранения повышенных темпов роста потребительского кредитования и дальнейшего обострения дефицита кадров. Также проинфляционными рисками являются более резкий перенос ослабления рубля в цены и длительное сохранение инфляционных ожиданий на повышенном уровне. По‑прежнему значимым риском остаётся ухудшение внешних условий, в том числе возможное ужесточение санкционного режима», – отметила Набиуллина.
Сергей Шевченко