Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 июля 2023,  14:48

Как вернуть деньги в случае ошибки или сбоев при проведении финансовых операций

Что в таких случаях делать, «Белгородским известиям» рассказала заведующая сектором платёжных систем и расчётов белгородского отделения Банка России Ольга Авершина

Как вернуть деньги в случае ошибки или сбоев при проведении финансовых операцийФото: ru.freepik.com
  • Статья
  • Статья

Перевели деньги не на тот номер? Случайно указали большую, чем планировали, сумму? Банкомат завершил операцию, но наличные так и не выдал? Ответы на эти и другие распространённые вопросы вы узнаете из нашего материала.

1. При переводе денег неточно указали реквизиты, но операция совершена. Что делать?

— Сразу же позвонить в банк и сообщить, что произошла ошибка. Важно назвать точную дату, время и сумму перевода, который нужно отменить. Оператор уточнит, что звоните именно вы, задав традиционные контрольные вопросы (дата рождения, паспортные данные, кодовое слово и прочее), и, если операция ещё не совершена, просто отменит её. Переводы по номеру карты или телефона уходят мгновенно, а остановить денежную операцию по номеру счёта вполне реально – она занимает от нескольких часов до трёх дней. Кроме того, нужно удостовериться, что платёж прошёл. Возможно, такого счёта или карты просто не существует, а номер телефона ни на кого не зарегистрирован. В случае с несуществующими номерами телефона или карты банк сразу же сообщит, что не может направить деньги. При ошибке в номере счёта перевод поступит на специальный счёт и автоматически вернётся отправителю.

— А если деньги всё же переведены на чужой счёт?

— В таком случае вернуть их без участия владельца счёта не получится. После того как они зачислены, это уже его собственность. Правда, по закону это считается необоснованным обогащением. Получатель обязан вернуть средства, направленные ему по ошибке. Это можно сделать по реквизитам отправителя – номеру телефона, карты или счёта. Можно связаться с получателем и объяснить ситуацию. Если это не поможет, стоит обратиться в суд, ссылаясь на статью 1102 о необоснованном обогащении Гражданского кодекса РФ. Но для начала стоит написать заявление в банке, возможно, там помогут вернуть отправленное по ошибке.

2. Деньги поступили вам, а откуда – неизвестно. Можно ли их тратить?

— Конечно, нет. Тут совет один: если не хотите разбирательств в суде, верните всю полученную сумму сразу. Но здесь нужно остерегаться мошенников. Не стоит тут же верить полученному сообщению с просьбой вернуть неверно отправленное. Проверьте, действительно ли деньги зачислены на ваш счёт. Затем убедитесь, что они направлены вам по ошибке – вдруг это приятель вернул старый долг или таким образом знакомый решил поздравить вас с днём рождения. Если вы точно неверный адресат, верните деньги отправителю. Он будет признателен вам за сознательность. Если реквизиты неизвестны, обратитесь в банк – там без труда проведут обратный платёж с вашего счёта.

 

Как вернуть деньги в случае ошибки или сбоев при проведении финансовых операций - Изображение Фото: ru.freepik.com

3. Операция по снятию наличных завершена, деньги со счёта списались, но банкомат их не выдал. Почему?

— Причин может быть несколько. В банкомате могли попросту закончиться наличные, а из‑за технического сбоя он их посчитал как выданные. Деньги могли застрять. Кроме того, возможен сбой в сам момент операции. Подождите несколько минут, может, наличные появятся в отсеке для выдачи банкнот. Иногда машинам нужно чуть больше времени для завершения операций. Если денег там так и не оказалось, звоните в банк. Номер телефона указан на каждом аппарате. Опишите ситуацию оператору.

Чтобы вернуть деньги, нужно будет написать заявление, указав полную информацию о ситуации: дату, время, сумму и прочее. Приложить копию чека об операции, если он есть. В каждом подобном случае банк проводит проверку. То, что вы не получали наличных, подтвердит запись с камеры видеонаблюдения. Кроме того, инкассаторы осмотрят сейфовую часть банкомата, сверят все совершённые операции, посчитают остаток средств. Будет проверено также программное обеспечение банкомата. Так подтвердится то, что операция не была совершена до конца. По итогам проверки деньги вернут на ваш счёт.

 

Как вернуть деньги в случае ошибки или сбоев при проведении финансовых операций - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий (архив)

4. Банкомат принял деньги, но не зачислил их на ваш счёт. Где искать средства?

— Как и в предыдущем случае, помните, что с банковскими аппаратами могут случиться технические сбои, например прервалась связь с процессинговым центром. Успокойтесь: ваши деньги никуда не пропали, аппарат ведь принял банкноты, просто не успел передать информацию. Свяжитесь с оператором и расскажите ему о ситуации, сфотографируйте экран банкомата, сохраните чек, если аппарат его выдал. И отправляйтесь писать заявление в банк, приложив все доказательства. По завершении расследования деньги вам вернут. После письменных требований – в течение семи дней.

5. После совершения операции банкомат не вернул карту. Как быть?

— Банкоматы могут «съесть» карту по нескольким причинам: из‑за технического сбоя, если трижды неверно введён ПИН-код (подозрение в мошенничестве), если карта просрочена, заблокирована или же клиент не успел её забрать в отведённое время (от 20 секунд до минуты).

В любом случае карта находится в специальном отсеке банкомата и не доступна другим людям. Обратитесь к сотрудникам банка: если аппарат внутри отделения, они помогут её достать. Если же банкомат находится не в офисе или отделение уже закрыто, позвоните на горячую линию, телефоны указаны на каждом банкомате. Специалисты передадут карту в нужное отделение банка, где вы сможете её забрать. Если банкомат «съел» карту стороннего банка, сразу уточните, не понадобятся ли дополнительные документы, например справка, что карта действительно принадлежит вам.

— А пока карта не вернулась к владельцу, деньги фактически заморожены?

— Нет, снять деньги или перевести их можно в любое время. Банкомат не вернул карту, а деньги привязаны к конкретному счёту. Снять наличные можно в любом отделении своего банка, обратившись туда с паспортом. А перевести на другую свою карту или кому‑то ещё можно с помощью мобильного банка.

И помните: совершая платёж или перевод, нужно внимательно проверять реквизиты. Исправить ошибку возможно, но на это потребуется немало сил и времени. А справиться с техническими сложностями при совершении операций или же исправить недоработку помогут специалисты вашего банка.

Ещё больше советов и практических рекомендаций – на сайте fincult.info

Подготовила Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×