Копеечный эксперимент, или Как я расплачивалась мелочью
Корреспондент «Белгородской правды» покупала за копейки сок и пирожки и меняла монеты на бумажные деньги
-
Статья
-
Статья
Недавно новостные ленты в очередной раз принялись пугать россиян: мол, в магазинах отказываются принимать мелкие монеты, в банках таковые тоже меняют неохотно, так что, граждане, можете выбрасывать свои копилки, не открывая. Всё равно проку в них ноль.
В комментариях люди делились собственными историями: кого‑то отказались обслуживать, у кого‑то приняли монетами только половину суммы, а остальную провели картой, кто‑то рискнул поменять накопившиеся богатства в банке. А как обстоят дела с копейками в Белгороде? Решаю это проверить, опустошив домашнюю копилку и отправившись в поход по магазинам с одними копейками в кошельке.
Удачный старт
Для начала нужно собрать количество налички, нестыдное для выхода в свет. Дома копейками набираю около 70 рублей. Бросаю клич по знакомым: меняю ненужную мелочь на десятки и выше!
Мой обменный пункт быстро набирает обороты, и уже через пару дней на столе высится гора монет по 5, 10 и 50 копеек. В общем итоге – 313 рублей. Из соображений удобства распределяю монеты по пакетам, в каждом – 50 рублей. Остаток на всякий случай откладываю. В бой!
Эксперимент начинается попыткой оплатить проезд. Чтобы не сильно задерживать других пассажиров, подхожу к водителю заранее:
— А у меня копейками… Возьмёте?
— Да куда ж я денусь, – вздыхает водитель и машет на рассыпанные по доске монеты: – Вон их сколько. Валяются без дела, но ведь не откажешь, когда дают – может, обстоятельства какие у человека. У самого дома трёхлитровая банка мелочи стоит. Выкинуть жалко, а что делать с ними – непонятно.
Мои копейки кидает к другим, даже не пересчитывая. А я иду в аптеку. Знающие люди в Интернете утверждают, что здесь мелочь едва ли не боготворят, каждая копеечка на счету, потому что цена лекарств нередко выходит дробной и сдачу отдавать получается только так. Я жажду поскорее обрадовать своими мелочными запасами усталую женщину в белом халате, но на всякий случай уточняю:
— Ничего, что у меня мелочью?
— Да мне без разницы, – равнодушно отвечает фармацевт. – У меня часто такие бывают.
Не поднимая глаз, женщина быстро – видимо, сказывается опыт – отсчитывает нужную сумму за гематоген. Пытаюсь её расспросить:
— А вообще как у вас с копейками? Часто приходится пользоваться?
По ту сторону прилавка раздаётся неохотное «угу», и провизор переключается на нового покупателя. Идём дальше.
Поиски затягиваются
«Это что, копейки? Я не могу их принять, – расстроенно вздыхает продавщица маленькой кондитерской лавки. – Мне они без толку: сдачу ими не дашь, только кассу забивать. А тут и так места не хватает. Сходите лучше через дорогу, там вроде берут мелочью».
Через дорогу повторяется то же самое. Тяжёлые вздохи, пожимания плечами – и меня отправляют в соседнюю дверь:
«Там в аптеке вечно мелочи не хватает, бегают к нам обменивать. Они вам поменяют, вернётесь, тогда и продадим всё, что надо».
Но план снова не срабатывает. Фармацевт мгновенно замечает пухлый пакет с монетами и атакует первым:
«Нет, мы копейки не меняем. И не продаём на них ничего. Нечего вам тут с ними делать».
Настаивать не буду. Лучше попробую заглянуть в сетевой гипермаркет – они‑то с их хвалёной клиентоориентированностью мне точно не откажут.
Постоянные перебежки между магазинами заставили проголодаться, поэтому я беру мясной пирожок, пакетик с соком и иду на свободную кассу, где в счастливом неведении скучает молоденькая продавщица. Увидев меня, оживляется:
«С вас 49 рублей 50 копеек!»
Выгружаю перед ней свою мелочь. Улыбка несколько угасает, но девушка начинает отсчитывать монетки. Проговаривая про себя числа, шевелит губами: 10, 20, 30. 2 рубля. 9… 14…
Одновременно происходит то, чего я опасалась больше всего: за мной вырастает очередь. Аккуратная женщина в нарядной шубке поджимает губы, но ничего не говорит. Мужчина с двумя буханками хлеба в руках заглядывает мне через плечо, присвистывает и уходит на другую кассу. Самые нетерпеливые следуют за ним, остальные ждут. Но, на удивление, ни одного грубого слова о том, что я всех задерживаю.
Продавщица останавливается на 49-м рубле и выбивает чек. Я удивляюсь:
— А 50 копеек забирать не будете? У меня точно найдутся, вы ж понимаете.
— Понимаю, – смеётся в ответ. – Но мы обычно округляем в сторону клиента.
— А часто расплачиваются, как я?
— У меня такое в первый раз.
Вдохновившись удачным опытом, отправляюсь за бургером в одну известную сеть быстрого питания. Но тут снова ждёт разочарование: после разговора с менеджером девочка в фирменной кепке мягко, но решительно мне отказывает.
Проверка мелкой моторики
Оставшиеся монеты решаю обменять в банке. После историй в Интернете – кому‑то отказали, с кого‑то сняли бешеную комиссию – не особенно верю в успех, но мне везёт.
«Конечно, поменяем, – кивают мне в окошке. – Только у вас же всё вперемешку. Нужно рассортировать: отдельно – 10 копеек, отдельно – 50».
На сортировку у меня уходит почти 40 минут. Какой‑то любопытный мужчина, долго наблюдая за моими действиями, решает пошутить:
— Девушка, это вы у какой церкви так стояли?
— Копилку разбила!
Шутник скептически хмыкает в ответ и отходит в сторону.
Сотрудница высыпает копейки из первого пакета в специальную сортировочную машину и, пока та плюётся пересчитанными монетками, просит мой паспорт и составляет договор. Мои копеечные богатства распределяютпо трём плотным пакетам и бережно убирают в сторону, а я получаю несколько купюр по 50 рублей и три монеты-десятки. Теперь мне точно продадут и бургер, и шоколадку. Только так уже не интересно.
Иду домой с заметно полегчавшим рюкзаком за плечами и подвожу итоги: примут мелочь или нет, очень сильно зависит от того, куда с ней придёшь. В маленьких ларьках нет очередей, но выше вероятность, что откажут. В крупных магазинах – наоборот. За всё время эксперимента мне ни разу не нахамили – ни продавец, ни очередь, многие даже прямо говорили, что прекрасно меня понимают. Но всё же лишний раз испытывать человеческое терпение не стоит. Лучше просто сходить в банк. Главное – не забыть паспорт и заранее отсортировать монеты по номиналу.
Максим Толбатов, начальник отдела наличного денежного обращения и кассовых операций Отделения Белгород Банка России:
«Копейки по‑прежнему остаются платёжным средством, и выводить их из денежного обращения не планируют. При этом даже без учёта 1 и 5 копеек пятая часть выпущенных в нашей стране монет осела у людей в различных копилках и не используется в расчётах. А ведь они до сих пор очень востребованы в сфере услуг и торговли. Поэтому Банк России старается возвращать их в активное денежное обращение: для этого мы периодически проводим акцию «Монетная неделя», когда можно обменять мелкие монеты на банкноты без комиссии. Так, в 2018 году в ходе акции только в Белгородской области в обращение вернули монет почти на 344 тыс. рублей.
Монеты Банка России 1, 5, 10, 50 копеек – это законные средства наличного платежа на территории России, и они обязательны к приёму по номиналу без ограничений. Отказ принять мелочь для оплаты является основанием для жалобы в Роспотребнадзор. Поэтому в ответ на нежелание сотрудников торговых точек принимать мелкие деньги покупатель имеет право настоять и расплатиться монетами. Но лучше предварительно рассортировать их по номиналу: так вы облегчите работу кассира, которому нужно пересчитать мелочь вручную. Если же вы накопили монет на сотни и тысячи рублей, то удобнее обменять их на купюры в банках.
При этом нужно иметь в виду, что некоторые учреждения принимают мелочь только от определённого минимального объёма либо устанавливают комиссию, имея на это законное право. Важно помнить, что законодательно банки не обязаны проводить операции размена, поэтому могут и отказать в услуге – так бывает, например, когда клиент хочет обменять большую сумму, а в кассе отсутствует машина по пересчёту монет. Поэтому лучше заранее удостовериться, что мелочь у вас примут: позвонить в банк по телефону или уточнить информацию о возможности размена наличных денег и его условиях на сайтах банков».
Александра Токтарёва