«Люди уже привыкли». Как подорожание питьевой воды отразилось на её продаже
Корреспондент «БелПрессы» разбиралась, кто и почём разливает воду для белгородцев
-
Статья
-
Статья
С 1 февраля в бюветах «Хрусталь Белогорья» цена за литр воды на разлив выросла до 3 рублей.
«Создаётся впечатление, что подняли цену только для рядовых покупателей. На работе мы закупаем 19-литровые бутыли «Хрусталя Белогорья», их цена держалась на одном уровне последние четыре года, а теперь подняли всего на 5 рублей за 19-литровую ёмкость. Я подсчитал, что таким образом для физлиц инфляция составила 50 %, а для юрлиц – только 6 %. Почему такая несправедливость?» – написал возмущённый читатель.
Берут, как и прежде
На белгородском рынке питьевой воды 96 фирм продают её на разлив и в магазинах, из автоматов и с доставкой в ёмкостях домой или в офис.
Больше всего предложений воды в бутылях. Цены варьируются от 85 рублей за «Хрусталь Белогорья» до «Дарзах» по 290 рублей из источника плато Лаго-Наки и «Архыза» за 300 рублей из заповедника в Карачаево-Черкесии.
Продавцов воды на разлив гораздо меньше. Самые крупные поставщики из Белгорода и окрестностей – это «Хрусталь Белогорья» (39 точек продажи), «Аквабар» (25 водоматов) и «Родник Белогорья» (8 точек).
В борьбе за покупателя самый действенный метод – ценовой. Дешевле всего литр воды на разлив в свою тару, чуть дороже – в больших ёмкостях и самая дорогая – бутилированная. Каждый выбирает на свой вкус и кошелёк.
В бювете «Хрусталь Белогорья» продавец рассказала, что после подорожания воды продажи не упали:
«Как брали воду, так и берут: люди привыкли, что всё дорожает, и вода не исключение. Некоторые покупатели даже удивляются тому, что мы до февраля по старым ценам продавали».
К нашему разговору присоединился один из покупателей:
«Я беру здесь воду постоянно. Из крана воду мы давно не пьём и не перейдём на неё, даже если разливная вода ещё больше подорожает. Ездить к какому‑то источнику, так я на бензин больше потрачу, а тут по пути с работы удобно», – объяснил он.
Звоню в компанию «Элгаз Плюс», которая продаёт воду «Хрусталь Белогорья».
«НДС увеличился, выросли цены на бензин и электроэнергию, а зарплату людям платить надо, поэтому пришлось поднять цену до 3 рублей за литр, – пояснили в отделе продаж. – Я не могу сказать, почему вода на разлив подорожала больше, чем в бутылях, расчёт делала бухгалтерия. Но цены на 19-литровые бутыли мы держим практически на грани себестоимости. Директор очень щепетильно относится к этому вопросу и поднимает цены, когда другого выхода нет».
Ещё варианты
В магазине «Родник Белогорья» цены пока не изменились, как и настроение постоянных покупателей.
«Пятилитровая баклажка как была по 10 рублей, так пока и осталась. Мне удобно, что магазин находится возле дома, поэтому я здесь покупаю и буду покупать, даже если цены поднимут», – рассказала покупательница.
В водоматах литр воды стоит 2,6 рубля Налить можно количество, кратное пяти.
«Я покупаю «Майскую Хрустальную» в бутылках, хоть она и дороже воды из водомата, но зато я точно знаю, что она из артезианской скважины», – сообщил покупатель в «Пятёрочке».
Кстати, цены пятилитровых баклажек в сетевых магазинах начинаются от 40 рублей.
Свободное ценообразование
Как пояснили в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области, действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на разливную воду.
Федеральный закон о защите конкуренции, которым в своей деятельности руководствуется антимонопольный орган, запрещает групповое ценообразование (путём соглашения или согласованных действий), а также установление монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением. В остальных случаях УФАС не может оценивать принятые хозяйствующим субъектом решения об увеличении цены, поскольку она формируется в рамках свободного ценообразования.
Рынок питьевой воды, в том числе разливной, в Белгороде достаточно развит. Помимо компании «Хрусталь Белогорья», есть и другие продавцы и производители. Но таких, которые занимали бы доминирующее положение, нет.
Вода питьевая разливная относится к категории взаимозаменяемых товаров. У потребителя есть возможность заменить её другой – например, той, которая продаётся в ёмкостях различных объёмов, или той, которую поставляет Водоканал.
Привычка к хорошему
В начале 2000-х, по данным Союза производителей бутилированной воды, её потребление в России было на уровне 12 литров в год на человека. Мода на здоровый образ жизни и другие причины увеличили эту цифру до 40 литров на душу населения в год. И эксперты прогнозируют прибавление по 5 % в год, главное условие для этого – приемлемая цена.
На российском рынке воды весомая роль – у региональных производителей, локальных брендов примерно 650. Они разливают воду на месте добычи, за счёт чего снижаются их транспортные и иные издержки, поэтому местная вода обычно дешевле привозной. В каждой области найдётся компания, которая занимает около трети местного рынка.
Общероссийский же рынок на 30 % принадлежит Pepsi Bottling Group (торговая марка «Аква Минерале») и Coca Cola Company (торговая марка «Бонаква»). В числе других крупных производителей, чья продукция есть в белгородских магазинах, Nestle Waters (торговая марка «Святой источник») и «Висма» (торговая марка «Архыз»), но они занимают 3–7 % рынка.
Магазины разливной воды и водоматы есть далеко не в каждом городе России. Например, в Железногорске и Новосибирске питьевую воду можно только заказать с доставкой. Привезут в ёмкости 19 литров домой или в офис по цене от 120 рублей за ёмкость.
В Екатеринбурге вода из водомата стоит 5 рублей литр, она же в магазине на разлив – 5,5 рубля. В Люберцах вода в водоматах – по 3,96 рубля литр, в Челябинске и Самаре – 2,4 рубля, в Краснодаре и Нижнем Новгороде – 5 рубля литр.
Ирина Дудка