Начальник отдела торгового эквайринга белгородского отделения Сбербанка Елена Гребенчикова заявила, что доля безналичных платежей в регионе ещё в I квартале составляла 15 %. После старта проекта «Безналичный мир Белогорья» к концу года она станет около 30 %, а оборот – 8,5–9 млрд рублей.
Гребенчикова рассказала, что за год 2,5 тыс. предприятий обзавелись терминалами безналичной оплаты. 95 % таких устройств, установленных Сбербанком, могут работать с картами бесконтактно или через смартфоны. К 1 января банк завершит модернизацию всех терминалов.
«Население выбирает безналичные платежи. В среднем на одного экономически активного жителя Белгородской области сейчас приходится 2,5 карты. Каждая четвёртая покупка проходит безналичным платежом», – отметила Елена Гребенчикова.
По её словам, больше всего безналом платят за продукты – 24 %, в остальном доля безналичных расчётов пока составляет 16–17 %.
Начальник управления потребительского рынка Белгородской области Владимир Зубов сообщил, что правительство региона заинтересовано в том, чтобы доля электронных расчётов росла:
«99 % таких платежей – это деньги, которые имеют легальное происхождение. Мы заинтересованы в прозрачности. Во‑вторых, безналичный расчёт – это путь в инновационную экономику. На этом фоне можно развивать новые сервисы, в том числе в торговле».
Начальник отдела по работе с государственным сектором Владимир Кухарев рассказал, что скоро и неторговые структуры перейдут на безналичный формат. Проекты по оплате питания в школах и проезда в общественном транспорте картой – первые ласточки.
По таким платежам в транспорте Белгород вышел на первое место в России: к концу октября люди 120 тыс. раз оплатили проезд безналом.
Но островки без терминалов остаются на рынках и ярмарках. Владимир Зубов признал, что здесь внедрение безналичных платежей даётся с трудом.
«Рынки и ярмарки – одна из головных болей. Мы делали срез среднего покупателя. Это люди, которые проповедуют более традиционный способ покупок. Им не столько важна сама покупка, сколько общение, торг», – отметил Зубов.
А Елена Гребенчикова уверена, что психология покупателей заставит и рынки перейти на карты, ведь людям проще расставаться с виртуальными деньгами.
«Мы знаем, что уже у 100 предпринимателей есть терминалы для оплаты картами на рынках. Они понимают, что средний чек растёт, – заключила Гребенчикова. – Люди, приходящие на рынок с картой, чуть больше тратят. Это эмоциональный аспект: они не ограничивают себя средствами, которые есть в кошельке в данный момент. Так что и здесь ситуация меняется. Не так быстро, но положительные сдвиги есть».
Сергей Шевченко