Душевное мыло. Юлия Дороганова из Борисовки, будучи в декрете, открыла своё дело
Четыре года назад её хобби – мыловарение – переросло в нечто большее, чем просто увлечение
-
Статья
-
Статья
«У нас люди только недавно узнали, что я мылом занимаюсь. Мне как‑то неудобно было поначалу: я же вообще бухгалтер по профессии. Первое время говорила, что мыло делает моя старшая дочь, а не я. А теперь признаюсь: «Да, я. Да, делаю», – рассказывает женщина.
Теперь продукты под её брендом занимают место на полочках в ванных комнатах не только в Борисовке и Белгороде, но и во многих городах страны.
Начать с основы
Вместе с хозяйкой дома поднимаемся на второй этаж – в светлую и просторную мастерскую. Сразу обращаем внимание на стеллажи с уже готовой продукцией: масштабы домашнего производства впечатляют! И это учитывая то, что большую часть мыла, рассказывает Юлия Дороганова, она распродала перед новогодними праздниками.
Тут нас встречает четырёхлетняя Лиза – мамина помощница. Вместе с мамой Елизавета проводит в мастерской часть дня: график Юлия выстроила так, чтобы было комфортно и ей, и маленькой дочке.
«У меня два направления работы: делаю мыло из промышленной основы и варю его на натуральных маслах, – рассказывает она. – Вместе с дочкой мы занимаемся мылом из основы. А вот натуральное мыло стараюсь варить без дочки, вечерами, когда с ней муж сидит, или по ночам».
Именно третий декретный отпуск привёл к большим переменам в жизни Дорогановой.
«Вообще я бухгалтер по образованию. Начала работать с 18 лет, очень любила и сейчас, наверное, люблю эту профессию. Я родилась, кажется, и знала, что буду бухгалтером. С детского садика уж точно! Последние 10 лет перед декретом работала главным бухгалтером в «Борисовской керамике». А мылом из основы в тот момент занималась как хобби: делала подарки родным и близким, создала группу в соцсети», – вспоминает она.
Новым увлечением Юлия обзавелась неожиданно для самой себя. Лет семь назад в Крыму она прогуливалась с мужем по набережной и остановилась, как это часто случается у отдыхающих, у очередного прилавка с сувенирами.
«Женщина продавала мыло на натуральных маслах. А я такого раньше не видела. Подошли, пощупали, накупила его много: и домой, и девчонкам с работы – так мне оно понравилось, – рассказывает Дороганова. – Потом ехала домой и всю дорогу думала: интересно узнать, почитать, как это всё делают. Приехала, начала изучать теорию, много информации пришлось освоить самой».
От теории Юлия перешла к практике и стала делать мыло из основы. Разумеется, в свободное время. Она вспоминает: нет-нет, да и закрадывалась в голову мысль: а что, если заняться этим всерьёз? Когда ушла в декретный отпуск, поняла: к мылу прикипела душой.
«Наверное, я очень хитро пошла в этом направлении. Как и во всех профессиях, в мыловарении есть свои сообщества. С девчонками делились опытом и по мылу, и по мыльной флористике. А потом – ну а что сидеть в декрете просто так? – я создала группу совместных закупок для мыловаров. Два года параллельно занималась ей. Это мне помогло, изучила всех поставщиков основ: кто надёжнее, у кого точно хороший продукт, а у кого не очень. Разобралась точно так и со всеми красителями. Мне кажется, я уже знала, что и из США к нам завозили! Заодно там что‑то и зарабатывала параллельно, – говорит она. – Тут же, в мастерской, сама фасовала, сама рассылала девочкам. А когда кроха стала подрастать, поняла, что мне тяжело: и коробки таскать сложно, и на фасовку время уходит так, что на работу с мылом его не остаётся».
Шагнуть в бизнес
Вскоре Юлия взялась за натуральное мыло.
«И здесь всё, конечно, по‑другому, – рассказывает Дороганова. – Омыление жирных кислот – это химический процесс. Пришлось как будто бы снова вернуться в школу, вспоминать, изучать заново. Я исписала кучу тетрадей, чтобы собрать информацию воедино, до сих пор мне эти записи пригождаются. Вроде разобралась, но мне нужно было, чтобы кто‑то помог систематизировать всё, что у меня есть. И прошла в конечном итоге обучение именно по натуральному мылу, сертификат об этом получила. Год варила мыло и тестировала на своих домашних. Поняла, что получается хороший продукт, но продавать‑то его нельзя без декларации о соответствии от Роспотребнадзора! Открыла ИП на НПД (специальный налоговый режим для самозанятых – прим. авт.), получила декларацию о соответствии на весь свой продукт, то есть все образцы прошли лабораторные испытания и получили положительные заключения. А параллельно решила оформить соцконтракт – а почему бы и нет?»
Узнать о программе «Содействие» сейчас проще простого: о соцконтрактах расскажут в местных и районных администрациях, о тех, кто успешно ими воспользовался, часто пишем и мы, журналисты.
«У меня сложностей с ним не возникло. Сегодня решила, завтра написала бизнес-план, я же бухгалтером всю жизнь проработала, собрала документы, отнесла их в администрацию, вышла на комиссию», – говорит Юлия.
350 тыс. рублей соцконтракта ушли на оборудование и сырьё. В мастерской появились СВЧ печь, резак для мыла, запайщик, столы, стеллажи, принтер, холодильник, где хранятся масла. С весны прошлого года уютная комната на втором этаже дома Юлии Дорогановой превратилась в настоящую мыловарню.
Вкладывая душу
Название мыловарни значится на каждой этикетке произведённых Юлией мыла, бомбочек для ванн, твёрдых шампуней и бальзамов для волос. Бренд родился давно.
«Не я сама его придумала, а моя старшая дочка. Она мне на первых порах очень помогала, учила вести соцсети. Сделала первые фотографии мыла, чтобы там их разместить, рассказывала, как они вообще работают. Обращала внимание на спрос: «Мама, надо делать бомбочки для ванн. Людям это нравится». А я вообще не понимала, что может понравиться, а что нет! – рассказывает Дороганова. – Так у нас получилось «мыло для души», «мыло для душа», «душевное мыло», «мыльная душа» – кто как переводит. Мне всё нравится: как слова ни меняй, а смысл остаётся таким же».
Когда мыло для души принесло первый доход, Юлия сейчас уже и не вспомнит.
«Точно помню, что мыло из основы на работе девочкам к праздникам раздавала, – говорит она. – В любом случае первое мыло купил кто‑то из местных. Группу во «ВКонтакте» я уже тогда вела, но не могу сказать, что через сервис «Товары» там много заказывают. Обычно пишут, звонят. Уже потом начала возить свою продукцию в Белгород. В одном из торговых центров есть магазин товаров ручной работы. Я стала там выставляться, и у меня пошли продажи».
В прошлом году Юлия вышла со своей продукцией на три маркетплейса. Сначала основательно освоилась на одном, потом – на двух других. Она признаётся: руководствовалась принципом «А почему бы не попробовать?»
«Многие спрашивают, в каких объёмах надо работать, чтобы выйти на уровень таких площадок, – рассказывает она. – Если углубиться, то ничего сложного в этом процессе нет. Можно отгружать товар партиями к ним на склад, а дальше его уже будут продавать. В другом случае заказы приходят к продавцу каждый день, и он ежедневно отгружает товар. Я работаю по такой системе, мне так проще. В одной партии натурального мыла где‑то 33 кусочка. Сварю разные сорта и начинаю продавать. Остаётся уже часть партии – варю снова. Так оно у меня не залёживается долго. На одном из маркетплейсов отгружать заказы можно прямо у нас, в Борисовке. У двух других отгрузки в Белгороде, а туда как раз ездит на работу мой муж».
Можно сказать, что мыловарню Юлии Дорогановой теперь знают по всей стране. В числе своих покупателей она называет, к примеру, уральцев.
«Был заказ из Екатеринбурга. Там сроки доставки огромные, я думала, возвраты будут, но нет. Новогодних покупок было много из Белгорода. В Борисовке есть несколько точек, где можно найти мою продукцию», – перечисляет Юлия.
Она отмечает: в мыловарении есть сезонность, другими словами, продукция востребована в определённое время года и чаще – как подарок. По её наблюдениям, высокий спрос стартует осенью, а заканчивается после 8 марта. Ну а предновогодние дни у мыловара выдаются напряжёнными.
«Мне кажется, я вообще не спала недели две до Нового года! Наверное, не ожидала, что будет столько покупателей. Наделала мыла, но оно как‑то очень быстро закончилось, и поняла, что у меня вообще ничего нет. Приходилось каждую ночь работать», – рассказывает Юлия.
К лету интерес к подарочному мылу спадает, но спросом, как заметила Дороганова, по‑прежнему пользуются бомбочки для ванн и натуральное мыло.
Я тут отдыхаю
За эти годы Юлия расширила ассортимент своей продукции. При этом она признаётся, что часть из неё – те же бомбочки для ванн, твёрдые шампуни и бальзамы для волос – в большом количестве делать сложно самой. От работы женщина получает ни с чем не сравнимое удовольствие, поэтому пока не готова её никому делегировать, расширив производство.
«Я очень ревностно к мыловарению отношусь! У меня семья большая, родные говорят: «Давай мы тебе поможем». Нет! Это же только моё. Мама живёт недалеко и предлагала помощь – резать мыло. А я говорю: «Да это же самый лучший процесс, который только может быть. Я сама», – рассказывает она. – Натуральное мыло варят двумя способами – горячим и холодным. Горячий предлагает варку, при холодном его нужно смешивать, сбивать и разливать в формы. Сваренным горячим способом мылом можно пользоваться сразу. При холодном оно должно созреть минимум месяц. Да, оно, как сыр, чем дольше зреет, тем лучше становится. Вообще, натуральным лучше пользоваться через два-три месяца после изготовления. И вот когда я мыло режу, уже понимаю, каким оно получилось на ощупь, чувствую его запах – да это ни с чем не сравнить! И как я могу это кому‑то уступить? Сама ещё всем этим процессом не насладилась!»
Не меньше увлекает Юлию и разработка рецептов собственного, авторского, натурального мыла. Их у неё уже более 30. Этот процесс она называет волшебством и сравнивает по значимости едва ли не с рождением ребёнка. Кажется, автор рецептов знает о свойствах масел, из которых варит мыло, всё. Поэтому своё место на полочках в мастерской заняли мыло на кокосовом молочке, на хвойном отваре с жёлтой и чёрной глинами, мыло с протеинами шёлка и масляными экстрактами ромашки и крапивы, мыло с морской розовой и гималайской солью и многие другие. Запах у каждого из них непередаваемый.
Зачастую потребность сделать что‑то новое вызвана интересом, иногда – личной необходимостью.
«Твёрдые шампуни и бальзамы для волос начала делать, потому что они понадобились мне самой. Стала изучать составы, казалось бы, дорогих шампуней, а там – ужас что написано. Пришлось освоить и это направление. Правда, продукт это недешёвый за счёт того, что состав натуральный», – говорит Юлия.
Как водится, тестирует новинки их автор на своей семье. Говорит, похвала продукта от супруга – это высший пилотаж. Иногда изменения в рецептуре появляются неожиданно.
«Мы летом ездим в Анапу отдыхать. У нас вода жёсткая, а у них – мягкая. Поехала я туда со своим мылом, намыливаюсь, а ощущение на коже не такое, как дома бывает. Вернулась домой и стала его переделывать, добавила некоторые ингредиенты. Потому что в регионе с другими свойствами воды мыло будет вести себя по‑другому», – объясняет она.
У каждого продукта мыловарни Юлии Дорогановой – авторская упаковка, на которой заботливо прописаны его состав, полезные свойства. Женщина объясняет: хочется, чтобы покупатель, взяв его в руки, тоже получил удовольствие. Тут и пригодился купленный на деньги соцконтракта принтер.
Однозначно желание Юлии не потерять себя в декрете переросло в нечто большее, чем маленький бизнес. То, что от любимого дела у неё горят глаза, заметно сразу.
«Я два года назад говорила: если бы у меня не было Лизы, то и не знаю, чем занималась бы теперь! Сейчас мне гораздо круче, чем раньше. Не знаю, сколько продлится этот момент, дай бог, чтобы подольше, но я прямо счастлива от того, какой жизнью живу. Не скажу, что нет проблем: они есть у всех. Но, мне кажется, у любой женщины должно быть то, что будет её делом. Моё дело – здесь. Я в мастерскую, прихожу – и тут отдыхаю», – признаётся она.
На прощание Юлия поделилась: сейчас её мечта – открыть в райцентре магазин с продукцией собственной мыловарни.
Оксана Придворева