Конец фильмов. Как отразился на отечественном прокате уход западных кинокомпаний
«Белгородская правда» обсудила проблемы отрасли с руководством кинотеатров Белгорода и узнала, что думают об этом зрители
-
Статья
-
Статья
К середине апреля в России закрылась третья часть кинозалов, и скорее всего это не предел. К такому неутешительному результату привело решение крупных западных кинопроизводителей покинуть российский рынок, ориентированный в основном на иностранные фильмы. В зоне риска оказались и кинотеатры Белгородской области.
«Кассу не сделал»
Голливуд забрал с собой не только захватывающие блокбастеры с сумасшедшей компьютерной графикой, но и почти всю кассу отечественных кинотеатров. Привыкший к ярким спецэффектам, непредсказуемым сюжетам и зрелищной в целом картинке, отечественный зритель остался наедине с творчеством российских режиссёров, однако наслаждаться им в таком же объёме, к сожалению, пока не торопится.
Например, недавний субботний сеанс военной драмы «Первый Оскар» в кинотеатре «Победа» вместе со мной посетили пять человек. Трогательная история студентов-операторов, отправившихся осенью 1941-го на фронт, чтобы снимать битву за Москву, понравилась до глубины души, несмотря на отсутствие в сценарии присущей западу фантасмагории. Впрочем, те немногочисленные зрители, захотевшие посмотреть ленту Сергея Мокрицкого, явно пришли не за дорогостоящими голливудскими приёмами.
«Как только увидели анонс фильма по телевидению, решили, что обязательно пойдём на премьеру в кинотеатр, – признаются супруги Валентина Семёновна и Игорь Анатольевич после окончания сеанса. – Абсолютно не пожалели. Мы можем делать хорошее кино, особенно про Великую Отечественную войну. А иностранные фильмы не любим за редким исключением».
«Первый Оскар» произвёл впечатление, но не сделал кассу: в кинотеатрах «Радуга» и «Победа» за период проката, по словам директора Центра кино «Победа» Сергея Пирожкова, его посмотрели всего лишь 358 человек. Оборвавшаяся эпоха бэтменов, форсажей и титаников унесла львиную долю доходов кинопрокатчиков, поэтому и сам Сергей, и его коллеги бьют тревогу и пессимистично оценивают шансы остаться на плаву.
«Многие не понимают, как функционирует индустрия кино, и ошибочно думают, что съёмка фильма существует отдельно от кинопоказа и прочих смежных отраслей, хотя внешне это выглядит так. Однако именно на этапе проката происходит основная монетизация, то есть возврат денег, вложенных в создание фильма, – говорит Сергей Пирожков. – Выпадение любого сегмента негативно повлияет на всю кинотеатральную деятельность, а при потере отрасли кинопоказа бессмысленными окажутся многомиллиардные вливания в производство кино для большого экрана в России».
Летом спасал Голливуд
Роль западных кинокомпаний в благополучии сети отечественного кинопроката была определяющей. Голливуд кормил её досыта, регулярно и в большом количестве снабжая кинотеатры громкими премьерами, которые притягивали зрителей. Сергей Пирожков подтверждает: два-три блокбастера в месяц, выходившие в «Победе» и «Радуге», позволяли вовремя выдавать сотрудникам зарплату, оплачивать аренду и коммунальные услуги, приобретать комплектующие для оборудования, ремонтировать здания.
Неужели наш кинобизнес не способен поставлять качественное кассовое кино?
«Не умеем снимать? Ложь! Ещё как умеем! – убеждён директор белгородской киносети. – Кинопрокат последних лет показал, что зрители, например, массово шли на «Холопа» и «Последнего богатыря». Возможно, они не блещут глубиной смыслов, но это настоящие кассовые фильмы. Проблема в том, что их очень мало. В 2021 году в свет вышло более 300 российских фильмов, а на слуху у нас всего пять-шесть, остальные никто и не видел. Отечественные ленты широко представлены на какую‑нибудь праздничную дату – к Новому году, допустим. А летом ситуацию спасал исключительно Голливуд. Представьте: доля российских фильмов в кинопрокате страны за три летних месяца 2021-го составляла всего 0,3 %».
Немедленно заполнить освободившуюся нишу невозможно, считает Сергей Пирожков, потому что нет готовых фильмов. Кинопроизводство – растянутый по времени процесс, от начала съёмок до выхода на экран может пройти несколько лет. И та дополнительная финансовая поддержка в размере 5,5 млрд рублей, которую правительство Российской Федерации направит отечественной киноиндустрии для съёмки картин в нынешнем году (плюсом к 9 млрд, предусмотренным в бюджете 2021 года на поддержку отрасли), души белгородских кинопрокатчиков греет слабо.
Во‑первых, конечный продукт в лучшем случае появится лишь в 2023–2024 годах, во‑вторых, озвученная сумма, по мнению управляющего кинотеатра «Гриннфильм-Белгород» Анастасии Савченко, недостаточна такой огромной стране, как Россия.
«Это стоимость одного голливудского кинопроекта, причём не самого крупного, – поясняет Анастасия. – Поэтому кассовых российских проектов, думаю, мы не дождёмся».
Без ламп не получится
Впрочем, главные опасения Анастасия Савченко связывает не с тем, в состоянии ли наши кинопроизводители снять зрительские картины в ближайшей перспективе и в каком количестве они будут поставлять их на внутренний рынок. Если предположить, что сногсшибательная отечественная премьера созреет уже через два месяца, в белгородском «Гриннфильме» чисто технически не смогут показать её на большом экране из‑за истечения ресурса ламп для проекторов. Их производят исключительно в зарубежных странах, которые после 24 февраля прекратили торговые отношения с Россией.
«Лампа – сердце проектора, – объясняет Анастасия. – Она работает 500 часов, и каждые два месяца мы обязаны её поменять, иначе проектор остановится. У разных кинотеатров Белгорода разный запас ламп. У нас час икс наступит через полтора-три месяца. Честно скажу: выхода пока не видим и надеемся только на авось».
Касса «Гриннфильма» тоже резко оскудела по той же причине, как и бюджеты остальных частных кинотеатров Белгорода. Поток зрителей снизился в разы: те, кто в 2022-м ждал очередного «Бэтмена», на «1941. Крылья над Берлином» точно не пойдут, уверена Анастасия Савченко: зрители привыкли к ярким спецэффектам, а не к тем фильмам, героям которых ты сочувствуешь, вместе с которыми ты плачешь и переживаешь.
«Выручает «Пушкинская карта», с которой 2 тыс. рублей можно потратить на билеты в кино, – признаётся Савченко. – Студенты и старшеклассники к нам часто ходят, но лимит карты ими практически израсходован: его хватает лишь на семь походов в кинотеатр. Как результат, после майских праздников мы вынуждены были закрыть три зала из шести».
В субсидии кинотеатрам отказано
Ассоциация владельцев кинотеатров совместно с крупными киносетями обратилась в правительство РФ с просьбой поддержать отрасль кинопоказа финансово, так как расчётные убытки до конца 2022 года исчисляются примерно 11 млрд рублей.
16 мая член Ассоциации владельцев кинотеатров, глава российского представительства корпорации Сomscore Роман Исаев сообщил, что правительство России отказало владельцам кинотеатров в выдаче субсидии в размере 6,5 млрд рублей.
«Мы очень ждали жизненно необходимую помощь в адрес кинотеатров со стороны государства и просили о ней неоднократно, приводили аналитические расчёты, но, к сожалению, услышаны не были. Мы не будем на этом останавливаться, возможно, будут какие‑то федеральные акции со стороны кинотеатров», – цитирует Романа Исаева агентство «Интерфакс».
Исаев добавил, что к осени закроется большинство кинотеатров страны, а это значит, что около 35 тыс. сотрудников кинопроката и 20 тыс. работников кинопроизводства в России рискуют остаться без источника доходов.
Директор Белгородского государственного центра народного творчества Максим Шапошников смотрит на проблему «с долей прагматичного оптимизма».
«Риски существуют чисто технические, потому что кинотеатр – достаточно серьёзная техническая структура, – говорит он. – Для показа кино нужны лампы, имеющие ограниченный ресурс. В силу происходящих сейчас событий разорваны логистические цепочки, поставщики не сотрудничают с Россией из‑за санкционных правил. Сегодня мы рассматриваем китайский рынок, где есть альтернатива этим лампам. Однако мы не мыслим в плоскости, что кинотеатры Белгородской области закроются, потому что региональное правительство и министерство культуры ведёт планомерную работу, чтобы не допустить такой ситуации. Предполагаем, что с точки зрения экономики закроются не кинотеатры, а кинозалы».
Муниципальным проще
Максим соглашается: да, голливудские релизы приносили российским кинотеатрам до 80 % доходов, но у нашего кино сильные позиции для развития отечественного кинопроката, в том числе благодаря постоянной поддержке государства.
«При поддержке Фонда кино за последние пять лет только в районах и городских округах Белгородской области открыты и успешно функционируют 13 муниципальных кинозалов, в прокате которых больше 50 % составляли фильмы отечественного производства, – делится Шапошников. – В 2022 году на конкурсной основе подали заявки на открытие кинозалов ещё в 6 муниципалитетах региона. Отмечу роль «Пушкинской карты»: за три месяца действия программы в муниципальных кинозалах продано 3 225 билетов на фильмы российского производства».
— Как вы думаете, кто пострадает от ухода западных кинокомпаний больше всего – зрители или кинопрокатчики?
— Это решение скажется на всей индустрии в целом. Зарубежные компании, к слову, тоже несут значительные финансовые потери, – отвечает Максим Шапошников. – В том, что муниципальные кинотеатры в отдалённых районах продолжат деятельность, сомнений нет, потому что технически они создали себе запас прочности и готовы работать. В сложной ситуации оказались десять коммерческих киноорганизаций региона, чьи доходы без голливудских премьер снизились, так как репертуар на 70 % состоял из зарубежных фильмов.
Шапошников сообщил, что 19 апреля 2022 года в Министерстве культуры Белгородской области состоялось рабочее совещание с руководителями коммерческих киноорганизаций по вопросам поддержки кинотеатров в сложившихся экономических условиях и проработки механизмов для совместного государственно-частного партнёрства.
У них «картинка», у нас духовные ценности
С удовольствием вспоминаю российскую киноленту «Движение вверх» режиссёра Антона Мегердичева, историческую драму «Викинг» Андрея Кравчука, фантастическую историю Фёдора Бондарчука «Притяжение», приключенческую военную картину Кима Дружинина «Танки», от премьерного просмотра которых по‑настоящему захватывало дух. К сожалению, таких кинопроектов в России мало из‑за недостатка финансовых инвестиций в кинопроизводство. Сравните бюджеты «Танков» (140 млн рублей) и «Форсажа-9» (200 млн долларов), мировые кассовые сборы «Движения вверх» (почти 60 млн долларов) и американского фантастического боевика «Вечные» (свыше 400 млн долларов).
«Нужно признать, что превосходство зарубежного кино над российским заключается в качестве кинопроизводства, наличии передовых технологий по передаче визуализации кинофильмов, что создаёт эффектность и зрелищность. Для зрителя в первую очередь создаётся картинка, – объясняет Максим Шапошников. – Наше кино несёт другие ценности – дух патриотизма, семейные традиции, сохранение исторической памяти и подвигов предков, то есть для российского зрителя создают в первую очередь духовные скрепы».
Насколько сейчас привлекательны для российского зрителя духовные ценности, а не картинка, показал недавний опрос, результаты которого приводит сетевое издание Cinemaplex.ru. Его провела с 17 по 27 марта исследовательская компания Wanta Group в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара и Новосибирска. Всего опросили 2 120 зрителей в возрасте от 12 лет.
«Чуть более четверти опрошенных сказали, что намерены посещать кинотеатры в отсутствие голливудских премьер, – рассказывает Максим Шапошников. – Особенно поход в кино актуален для семейной аудитории (79 % пришедших в кинотеатр с детьми), 70 % готовы сейчас приходить в кинотеатры по схеме «повторный показ плюс мероприятие». Наиболее востребованные для повторного показа – кассовые российские фильмы 1990-х годов».
Веры больше нет
По поводу будущего репертуара киносети, если она всё‑таки сохранит нынешние очертания к концу года, Сергей Пирожков высказывается категорично: мы теперь не должны ориентироваться на иностранные фильмы.
«Сейчас идут разговоры о некоем параллельном импорте, принудительном лицензировании, которое при внесении соответствующих изменений в законодательную базу позволит демонстрировать голливудские фильмы без разрешения правообладателей, но с обязательной выплатой вознаграждения. То, что происходит сейчас, когда в кинотеатрах показывают «Летучую мышь» и «Синего Ёжика – 2», – жест отчаяния, попытка выжить любыми способами. Во что бы это ни упаковали, всё равно пахнет воровством. Так нельзя».
Прогнозировать развитие ситуации прямо сейчас невозможно. Ждать новостей придётся с той самой долей прагматичного оптимизма: уж очень болезненным получился последний спецэффект Голливуда в России.
Мнение зрителей
Наталья Иващенко, Валуйки:
«К уходу из репертуара иностранных фильмов отношусь отрицательно. Искусство не должно смешиваться с политикой. В нашем городе прекрасный современный кинотеатр. Бывала в нём много раз, и в основном на голливудских фильмах и мультиках. Да, был и российский качественный продукт, как, например, «Притяжение» Бондарчука и «Викинг» с Козловским. Но таких фильмов немного, они затратные для нашего кинематографа. А люди уже давно избалованы крутыми западными спецэффектами. Конечно, важен и сюжет, но для молодёжи, думаю, это второстепенно.
Основной зритель в кинотеатре – молодёжь, поэтому кинотеатр потеряет зрителя и доходы. Но, я думаю, они смогут подстроиться под условия нынешнего времени. Слышала, что в кинотеатрах уже есть практика пускать в прокат голливудские новинки под другими названиями («Бэтмена» меняют на «Летучую мышь» и т. д.). Надеюсь, кинотеатры не закроются, но, если всё‑таки это произойдёт, будет очень жаль».
Ольга Литвинюк, Шебекино:
«Для меня это не слишком большая проблема, но мне кажется, что российскому кинематографу нужно как‑то компенсировать убытки. Хотя важно и подтягиваться к уровню Голливуда – не секрет, что наши фильмы отстают в этом плане.
Если закроются кинотеатры? Очень не хотелось бы, потому что мы с семьёй и ребёнком регулярно ходим на мультфильмы и сказки».
Анна Емельяненко, Белгород:
«Уход голливудских фильмов, безусловно, негативно сказался на репертуаре кинотеатров. Я кино люблю и смотрю его на большом экране обычно не реже двух раз в месяц. Для меня с мужем это приятная семейная традиция, и бросать её из‑за санкций мы не стали. Выбираем теперь из того, что есть. Хотя порой это непросто.
Благо, ушли не все иностранные фильмы – независимое кино ещё как‑то проскакивает. Например, мы посмотрели комедийную фантастику «Всё, везде и сразу» производства США с отличными оценками критиков и зрителей. Плохо только, что компания, выпустившая фильм, затем всё‑таки тоже отказалась от поставок в Россию.
Если кинотеатрам придётся закрыться из‑за того, что в них идёт один шлак, то лично я плакать не стану. Может, это станет для российских кинопроизводителей стимулом снимать нормальные фильмы».
Владимир Писахов